Linkuri accesibilitate

Свобода быть несвободным – к годовщине апрельских событий


7 апреля в Молдове отметили шестую годовщину драматических событий в центре Кишинева. В 2009 году, через два дня после очередных парламентских выборов, на которых снова победили коммунисты, на улицы молдавской столицы вышли тысячи людей, обвинивших тогдашнюю правящую партию в подтасовке результатов голосования. Так ли это было на самом деле, сейчас уже не имеет значения. Как не имеет значения, кто и почему устроил погром в зданиях парламента и президентской администрации.

Гораздо важнее сегодня вспомнить требования и ожидания протестовавших людей. Чего они хотели тогда? Молдова без коммунистов, Европа, свобода, искоренение коррупции и т.д. Отдельные граждане жаждали воссоединения Румынии (вспомним сакраментальное «Нам не нужен парламент и президент – у нас это всё есть в Бухаресте»). Словом, первой и главнейшей задачей было отстранение ПКРМ от власти. Надо сказать, тогда эта цель была достигнута – 29 июля на внеочередных парламентских выборах Партия коммунистов потеряла большинство, а 11 сентября Владимир Воронин ушел с поста президента РМ.

Не буду вспоминать всё, что было в стране за минувшие 6 лет – об этом написаны тысячи публикаций, наговорены многие и многие часы телевизионных интервью. Предлагаю читателям сравнить день тогдашний и день сегодняшний – добились ли те, кто протестовал 6 лет назад, поставленных целей? Начнем с того, что выражение «Молдова без коммунистов» сейчас выглядит насмешкой – как мы знаем, ПКРМ де-факто стала частью правящей коалиции, что уже вызвало неслабое возмущение в рядах правых партий, особенно либералов и части либеральных демократов.

Стремление в Европу 6 лет назад было делом благородным, объяснимым и романтичным. По опросам тех лет, за европейскую интеграцию выступали 65-70% населения, а последние годы правления ПКРМ, как ни парадоксально, были обозначены сближением с ЕС и даже НАТО. Однако спустя шесть лет, как показывают опросы всё тех же исследовательских центров, число сторонников европейской интеграции упало до 42-45%, что можно считать провалом. Помимо прочего, смена общественных настроений почувствовалась на парламентских выборах 30 ноября 2014 года, где правоцентристские партии с трудом удержали власть (или им помогли им это сделать – кто теперь будет это выяснять?).

Дальше – больше. В 2009 году общество говорило об усталости от коммунистов, требовало перемен, упразднения цензуры в СМИ, свободы слова и т.д. Что же мы видим теперь? После смены власти закрывается оппозиционный телеканал NIT (апрель 2012 г.), происходит попытка одновременного исключения из сетки вещания трех каналов: РТР-Молдова, Jurnal TV, Accent TV (январь 2014 г.). Идет беспрецедентная концентрация медиа-ресурсов в руках одной партийно-олигархической группировки (а проще говоря – одного известного персонажа). Воронину и не снилось. Кстати, сам бывший президент как-то поостыл и перестал бороться за возрождение «своего» телеканала.

А теперь – апофеоз. В минувшее воскресенье, 5 апреля 2015 года, аккурат в шестую годовщину «неправильных» выборов 2009 года, в центре Кишинева прошел митинг протеста общественности против ущемления свободы слова и коррумпированности власти. Лозунг «За правду и справедливость» говорил о многом – и заметьте, что у власти-то правые партии. Но вот беда – эту акцию обошли молчанием представители той прессы, которая появилась на свет как раз благодаря смене власти и, более того, появилась именно в качестве живого символа освобождения Молдовы от коммунистического режима! Парадокс, не так ли?

События последних месяцев – сплошная фантасмагория. В стране появляется странная коалиция либеральных демократов, демократов и коммунистов. Недовольная этим «группа Юрия Лянкэ» покидает ЛДПМ и тут же обвиняет бывших соратников в препятствовании регистрации новой партии (Минюст РМ до сих пор никому больше не отказывал в регистрации?). Страну лихорадит от валютного и банковского кризиса, но в прессе мусолят «глобальную» проблему подлинности университетского диплома премьер-министра Габурича.

Наконец, правая пресса возмущена отсутствием свободы и расцветом коррупции, но другая часть правой прессы молчит об этом, хотя шесть лет назад и те, и другие возмущались теми же явлениями при коммунистах. И, между прочим, молчащая сегодня часть прессы как-то слабо протестует против участия ПКРМ во властных делах. Непосвященный человек рискует «сломать мозг», но мы-то знаем, что молдавская политика последних лет – это когда невозможное возможно. Журналисты, «родившиеся» благодаря событиям шестилетней давности, сегодня свободны. Свободны в своем выборе – оставаться в прокрустовом ложе имитационной демократии или громко признаться самим себе – «что-то пошло не так». Что бы сказали сейчас те люди, которые 6 лет назад требовали правды и справедливости?..

XS
SM
MD
LG