В конце апреля мне посчастливилось посетить Италию. Всего двое суток, большую часть которых я провел в транспорте, но и этого блиц-визита хватило, чтобы набраться впечатлений. На Апеннины меня пригласили коллеги для участия в конференции по ситуации в Украине, но так получилось, что первая ее часть прошла не в Риме. Однако пойдем по порядку…
Первое же впечатление от римского аэропорта имени Леонардо да Винчи в пригороде Фьюмичино – кошмарная очередь на паспортном контроле. За последние 8 лет я побывал в десятке аэропортов, в том числе крупнее римского, будь то Франкфурт-на-Майне или аэропорт имени Кеннеди в Нью-Йорке, но еще никогда не стоял 45 минут в очереди! Когда я рассказал об этом итальянским друзьям, они улыбнулись и пожали плечами: «Это Италия!».
Еще один скорый вывод я сделал касательно темперамента аборигенов: да, они действительно говорят громко, порой чересчур громко, активно жестикулируют и в целом оставляют впечатление открытых людей. Этим итальянцы, по-моему, выгодно отличаются от французов, которые внешне холодны, а их деланные улыбки и показная вежливость едва скрывают индифферентное, а то и высокомерное отношение к гостям их страны.
Итальянские коллеги повезли меня из аэропорта на железнодорожный вокзал, для чего нам пришлось проехать около 40 км по окружной дороге. Я обратил внимание, что дороги в провинции Лацио очень хорошего качества, но хуже, чем во Франции или Германии. А еще итальянцы ведут себя на дороге, как и положено пылким южанам: без раздумий превышают скорость, подрезают друг друга (на скорости 120 км/час!) и плюют на прочие ограничения. Видимо, у них нет на дороге камер слежения или они их не боятся.
С железнодорожного вокзала я в одиночку поехал на поезде в провинцию Умбрия, что к северо-востоку от Рима. Моему взору предстали живописные холмы, поросшие лесами, маленькие городки с одинаковыми двухэтажными домиками и десятки тоннелей, прорезающих гористую местность. Через полтора часа я прибыл в город Фолиньо. У меня возникло ощущение, что я попал на съемочную площадку: узкие мощеные улочки, по которым может проехать только одна машина; старинные дома эпохи Ренессанса; уютные церквушки с колокольнями; маленькие кафе национальной кухни и – шумные итальянцы. Всё, как в кино. По окончании первой части конференции меня пригласили в гости. Так закончился первый день…
Утро в провинции Умбрия выдалось совсем не итальянским. С прошлого вечера зарядил мелкий, но настойчивый дождь, который не прекратился и на следующий день. Но и в этом был свой шарм. Я переночевал у друзей, которые живут в доме, построенном 500 лет назад (!). Хорошо строили в эпоху Возрождения! С балкона открывался чудесный вид: невысокие, но густо поросшие лесом холмы, подернутые утренней дымкой; небольшие, но ухоженные оливковые рощи; редкие, но четко выделяющие на общем фоне стройные кипарисы; типичные для Южной Европы двухэтажные дома с огненно-рыжей черепицей. В соседнем доме какая-то синьора очень громко на кого-то кричала. Она говорила так быстро, что я не понимал: это все-таки ругань или просто утренний диалог? «Синьора не ругается, она так разговаривает!» - решил я. Вот такая она, итальянская провинция, заставляющая туристов влюбиться в эту страну!
«В Риме будет солнце, не расстраивайся», - заверили меня друзья, когда мы в полдень отправились на вокзал. Увы, они ошиблись – Вечный город заливало. Дождь прекратился только поздним вечером. Однако это не помешало мне отправиться в Ватикан – автобус колесил по узким римским улицам, которые своим хаотичным движением «всем плевать на всех» напомнили мне Тбилиси. В Ватикане была ужасная очередь в Собор Святого Петра, и недостаток времени не позволял мне встать в хвосте многотысячного потока людей. Мысленно поблагодарив Папу Римского Франциска за специальную мессу 12 апреля в память жертв Геноцида армян, я с коллегой отправился к Колизею. «Насладившись» не менее хаотичным римским метро (всего две линии на почти трехмиллионный город!), я приехал к Амфитеатру Флавия аккурат к новому «сеансу» дождя, который помешал погулять рядом с главной достопримечательностью Рима.
Промокнув до нитки (кто же мог подумать, что в столице солнечной Италии может быть дождь!), мы дошли до места проведения второй части конференции. По ее завершении коллеги пригласили меня в ресторан национальной кухни. Более десятка шумных итальянцев наперебой говорили о чем-то своем, а я, особо не вступая в диалог (моих знаний в итальянском языке было недостаточно), просто наслаждался атмосферой гостеприимства и открытости. Некоторые мои собеседники, как например, актриса одного из театров в Тоскане, поставленным громким голосом рассказывали о том, как тяжело стало им жить в родной стране, как много экономических трудностей их постигло и как им не хочется думать об эмиграции из Италии. «Если вы рассказываете такое о своей стране, что же мне сказать о Молдове?» - ответил я коллегам, в двух словах пересказав им об украденном миллиарде евро, валютном кризисе и резком росте цен в РМ.
Район железнодорожного вокзала, где располагался мой отель, представляет собой важнейший транспортный узел, вокруг которого выросли бесчисленные гостиницы и сувенирные лавки. В них работают преимущественно выходцы из Индии, они же чаще всего оказываются водителями автобусов и такси. Пройдя по местным магазинчикам, я убедился в том, что цены на продукты и сувениры ниже, чем в Париже, но не настолько, чтобы считать Рим дешевым городом. В то же время гостиницы одной ценовой категории в итальянской столице на порядок лучше: скажем, если в Париже за 50-60 евро вы найдете тесный «клоповник» в не самом хорошем месте, то в Риме за эти же деньги вы снимете вполне приличный номер в трехзвездочном отеле в нормальном районе…
Так закончилась моя короткая, но насыщенная поездка в Италию. За двое суток я умудрился дважды проехать на поезде, несколько раз прокатиться по автомобильным дорогам, два раза воспользоваться автобусом и еще раз – метро. Из-за погоды я изменил своей привычке много ходить пешком, но и увиденного было достаточно, чтобы убедиться в ожидаемом: Италия – прекрасная страна, где Рим – лишь маленькая крупица. Апеннины достойны более продолжительного и тщательного изучения. Милан и Неаполь – тоже Италия, но ведь они, я уверен, такие разные!