Хочу сразу предупредить уважаемых читателей: это очень необычный текст. В нем вы не увидите никаких фамилий и даже названий стран, кроме Молдовы. Материал написан на основании бесед автора с рядом информированных людей, которые пожелали остаться неназванными. Поскольку все источники привели в значительной степени схожие сведения, я решил опубликовать содержание наших разговоров, не раскрывая деталей. Надеюсь, читатели поймут меня правильно, а с восприятием написанного трудностей не возникнет.
Итак, автор этих строк за последние дни побеседовал с тремя хорошо информированными людьми из разных профессиональных сфер. Первый собеседник рассказал, что один почти беглый олигарх обеспечил себе спокойное возвращение в Молдову, сумев через покровителей в одном большом городе добиться де-факто неприкосновенности. Взамен «блудный сын» будто бы организовал или пообещал организовать одному известному в Молдове персонажу встречу с высшим руководством большой страны. Кроме того, персонаж якобы потребовал от одного бывшего премьер-министра в ближайшие недели или месяцы покинуть страну, пригрозив в противном случае посадить того в тюрьму.
Второй источник подтвердил сведения о наличии неких соглашений между персонажем и беглым олигархом в отношении большой страны. Надо сказать, что этот собеседник и раньше указывал на наличие неафишируемых договоренностей между двумя указанными лицами. В то же время он подтвердил наличие угроз персонажа в адрес бывшего премьер-министра.
Самая интересная и обстоятельная беседа имела место с третьим источником. Для начала он подверг сомнению версию о том, что беглый олигарх сумел добиться права на возвращение в Молдову благодаря неким протеже в большой столице. Кроме того, он оспорил широко распространенную версию о том, будто бы один центрально-азиатский президент приезжал в столицу РМ по поручению лидера одной державы лишь с целью «замолвить словечко» за беглого олигарха. Точнее, мой собеседник не отрицал этой возможности как таковой, но не назвал ее главным пунктом визита восточного гостя.
Кроме того, источник не согласился с тем, что персонаж был или будет принят высокопоставленными лицами в большой столице. Он напомнил, что на персонажа там имеется большой «зуб», и очень трудно ожидать изменения этой позиции. В то же время источник не стал отрицать, что этот человек отчаянно ищет выхода на высшие эшелоны власти большой страны, поскольку знает или чувствует, что на Западе ему закрыты двери.
А дальше я подхожу к самому важному пункту разговора: все три собеседника в той или иной степени и форме сообщили, что «телодвижения» указанных политиков говорят о скорой смене внешнеполитического вектора Молдовы. Правда, второй и третий источники усомнились в искренности персонажа, который будто бы пообещал большому государству разворот РМ в обмен на гарантии сохранения активов, но не стали полностью исключать подобного сюжета. При этом третий источник добавил, что скорее видит «равноудаление» Молдовы от обоих полюсов силы, то есть, как минимум, завуалированный или даже открытый отказ от европейской интеграции.
Дальше – больше. Второй собеседник сказал мне, что протестная деятельность одной гражданской платформы может стать или уже стала негласным инструментом влияния некоторых западных стран. Пока непонятно, происходит ли это с ведома организаторов митингов или же «втемную». Но наличие людей и лозунгов в пользу объединения с соседней страной, а также предельно жесткая риторика близких к платформе лидеров общественного мнения говорит о том, что протестная деятельность может легко перерасти в нечто более серьезное.
Третий собеседник практически слово в слово сказал то же самое и добавил, что некоторые серьезные организации из западных стран уже получили информацию о заигрывании персонажа с большой страной. Учитывая, что данное лицо контролирует многие рычаги власти и медиа-ресурсы, страны к западу от реки Прут решили, что Молдова может начать дрейф в противоположном направлении. Отсюда и жесткие заявления некоторых приближенных к протестному движению людей.
В связи с этим, добавил мой собеседник, последующие протестные акции могут оказаться еще напряженнее, но направлены они будут не против абстрактной правящей верхушки, а конкретно против персонажа. Ради недопущения поворота Молдовы западные партнеры могут пойти и на смену власти в РМ, по сценарию майдана. Самый зловещий сценарий, который изложил источник со ссылкой на своих информированных собеседников, заключается в перекидывании на территорию Молдовы гражданской нестабильности и затем военных действий из соседней страны.
В то же время третий источник привел содержание своих разговоров с представителями большой страны, которые заверили его, что этому государству не составит никакого труда поменять власть в РМ и заставить ее изменить вектор внешней политики. Но там задаются вопросом, зачем им это нужно и как потом финансировать Молдову при наличии сложностей с другими регионами, которые де-факто подчиняются большой стране. Но западных партнеров вообще не интересуют эти тонкости, т.к. они намерены держаться за Молдову до последнего, поскольку нанесение удара по интересам большой страны даже в маленькой РМ – это вопрос престижа Запада.
И еще: зарубежные собеседники моего третьего источника сообщают, что после 20 мая в соседней с Молдовой стране начнется третий этап эскалации насилия с непредсказуемыми последствиями. Нельзя исключать, что рост напряженности может сказаться и на Молдове, усугубив внутренний политический и экономический кризис.
Трудно сказать, насколько достоверны прогнозы, данные моими собеседниками на основании разговоров с их источниками. Но сам факт подтверждения информации из трех источников уже наводит на размышления. Политический кризис прошедшей зимы, вызванный неспособностью парламентских партий оперативно вести переговоры; затем острейший валютно-финансовый кризис, обусловленный выводом из страны огромной суммы денег, сильно подточили позиции власти, и неудивительно, что ее слабостью не прочь воспользоваться внешние центры силы…