Для Старого континента, в прошлом году отметившего 100-летие со дня начала Первой Мировой войны, любое упоминание Балканского полуострова в контексте какого-нибудь конфликта вызывает нервную дрожь. К счастью, нынешний инцидент в одной из балканских стран не тянет на мировой кризис и даже на повторение событий 90х годов, но всё-таки привлекает внимание.
Македония, беднейшая республика бывшей Югославии, редко становится темой новостных выпусков, но если уж попадает в кадр, то по серьезному поводу. Например, в 2001 году в западных областях страны прошли масштабные столкновения между полицией и местными албанцами. Они были вдохновлены успехом своих братьев в Косово, но повторить его в Македонии им не удалось, притом что «шептары» (самоназвание албанцев) составляют не менее четверти населения страны.
В ночь на 9 мая в городе Куманово на севере Македонии неизвестные боевики совершили вылазку против сил правопорядка. Атака была хорошо организованной и массированной, бой длился, по сообщению прессы, около суток. В результате погибло 8 полицейских, еще 37 получили ранения. Со стороны боевиков – 14 погибших; еще более 30 арестовано. Как позже выяснилось, нападавшими были албанцы, которых в Куманово не менее 40% населения. Интересно, что среди боевиков были замечены представители «Армии освобождения Косово», которая «прославилась» в 90х годах.
Но гораздо важнее другое обстоятельство. Как раз в эти же дни в Македонии обострилась борьба между премьером Николой Груевским и лидером оппозиционных социал-демократов Зораном Заевым. По большому счету, ничего сенсационного – Македония была и остается бедной страной со всеми сопутствующими проблемами, поэтому разжечь в ней социальный конфликт проще простого. Однако совпадение антиправительственного митинга и вылазки боевиков наводят на серьезные размышления.
Оппозиция говорит, что власть сама подстроила нападение на Куманово, чтобы отвлечь общество от экономических неурядиц. Логично. Власть говорит, что оппозиция сговорилась с албанцами, чтобы сбросить правительство Груевского. Тоже логично. Но есть факты, которые опровергают или, по крайней мере, ставят под сомнение эти «причесанные» версии. Наш старый знакомый Тьерри Мейсан очень подробно излагает суть инцидента в Куманово и вокруг него:
- По информации македонской полиции, террористы готовили широкомасштабную операцию на 17 мая (во время манифестации оппозиции в Скопье)
- Все боевики являлись бывшими членами UÇK (Армия освобождения Косово)
- Руководители операции одно время были близки с прежним послом США в Скопье Полом Уолерсом
- В январе 2015 года уже была попытка государственного переворота в пользу Зорана Заева; попытка провалилась, но оппозиционера поддержали западные послы
- 17 мая Социал-демократическая партия должна была организовать манифестацию, во время которой вооруженная группа в масках должна была совершить нападения на учреждения и революцию по образцу Майдана.
И тут французский политолог подходит к сути вопроса. По его мнению, за дестабилизацией в Македонии стоят западные страны, желающие сорвать строительство газопровода «Турецкий поток». Напомню, что 1 декабря 2014 года в ходе визита в Анкару президент РФ Владимир Путин торжественно похоронил «Южный поток» ввиду жесткого противодействия Европейской комиссии и объявил о прокладке альтернативной трубы через Турцию. Замысел в том, что российский газ доходит до турецкой территории и оттуда уже продается Анкарой, чтобы не было оснований для вмешательства Брюсселя.
Однако Запад придумал иной способ помешать русским. Было очевидно, что трубопровод не пройдет через Болгарию, т.к. именно ее правительство под давлением европейцев провалило «Южный поток». Маршрут был определен такой: Греция – Македония – Сербия – Венгрия – Австрия. Греция казалась легкой добычей, но победа леворадикальной партии «СИРИЗА» на досрочных парламентских выборах значительно усложнила задачу – новый премьер Алексис Ципрас задал жесткий тон даже с Германией. Сербия тоже потенциально не подходила на роль слабого звена, т.к. не поддержала антироссийские санкции и, несмотря на сохранение проевропейского курса, решила не бросать России вызов. Венгрия отпадала сразу – премьер Виктор Орбан остается, наверное, самым надежным партнером Путина в Европе (и за то же самое лидера мадьяр на дух не переносят в Брюсселе).
Осталась Македония. На внешний фактор дестабилизации указал и министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе поездки в Белград 14-15 мая. «Необходимо обратить внимание на то, что рост напряженности в Македонии происходит на фоне отказа Скопье присоединиться к антироссийским санкциям и в условиях продвижения проекта строительства там российского газопровода», - цитирует Лаврова «Лента». Министр добавил, что атака на Куманово и активизация македонской оппозиции произошли на фоне сближения России с этой балканской страной. «Не можем избавиться от ощущения, что между этими событиями прослеживается какая-то связь», - многозначительно сказал Лавров.
Характерно, что ответственность за вылазку в Куманово взяли на себя боевики «Армии народного освобождения» - македонского крыла «Армии освобождения Косово». Они будто бы требуют независимости для «Республики Иллириды» - местной вариации Косово, но готовы на компромисс в случае отставки Груевского. «Действия албанских радикалов стали катализатором цветной революции, но главное в том, что действие этого катализатора не закончится даже со смещением Николы Груевского. Интересы албанских радикалов и оппозиционеров во главе с Зораном Заевым совпадают лишь тактически и временно», - указывает «Фонд стратегической культуры».
Издание сообщает о том, что и в Турции обратили внимание на инцидент в Македонии, поняв его подоплеку. Например, газета Habertürk пишет, что «события в Македонии – это некая большая игра, обусловленная желанием помешать реализации проекта «Турецкий поток». «В Македонии может иметь место «цветная революция», организованная Соединёнными Штатами именно по той причине, что эта балканская страна рассчитывает на прохождение «Турецкого потока» по своей территории», - пишет Habertürk.
Директор Центра глобальной энергетики Атлантического совета и бывший посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар заявил турецким СМИ, что в Вашингтоне не уверены в жизнеспособности проекта «Турецкий поток», а также в возможности для Турции продавать российский газ в Европу. «Сигнал прозрачный. Его цель – убедить Анкару отказаться от сотрудничества с Россией в энергетической сфере. На случай же, если турецкая сторона проявит твёрдость и продемонстрирует понимание собственных национальных интересов, как раз и пригодится смена власти в Македонии (через которую должен пройти газопровод), а то и полная дестабилизация этой страны», - резюмирует «ФСК».
А вот и новость последних часов. Замминистра финансов России Сергей Сторчак сообщил, что Греция не сможет привлечь финансирование России для строительства своего участка газопровода «Турецкий поток», т.к. ЕС на правах крупнейшего кредитора Греции накладывает ограничения на оформление новых кредитов. «С точки зрения программы, которую реализует Греция с МВФ, у нее, скорее всего, ограничения на суверенное заимствование, она не может его привлекать», - цитирует Сторчака агентство «Интерфакс». «Лента» поясняет со слов чиновника, что в таких случаях ЕС обычно рекомендует не занимать деньги нигде, кроме самого Евросоюза. Днем ранее Афины заявили, что более не могут платить по кредиту МВФ. А в начале мая США рекомендовали Афинам отказаться от участия в проекте «Турецкий поток».
Я всё больше укрепляюсь во мнении, что «Турецкий поток» будет провален так же, как «Южный поток». Правильно говорят эксперты, считающие, что Запад нащупал у России самое больное место – Украину, и будет нажимать на эту точку. Впрочем, Россия сама сделала немало, чтобы это больное место у нее образовалось. Точнее сказать, не сделала. По злой иронии судьбы, именно газ, ради которого так старается Москва, стал могильщиком ее полноценных отношений с Украиной. Россия спала более 20 лет и проспала Украину, пока Запад методично «окучивал» элиту, бизнес, прессу, молодежь, гражданское общество и прочие важные слои украинского общества. Пока Россия думала, как бы заработать на газе («суверенная газовая империя», как же!), США и Евросоюз делали всё, чтобы этот газ стал единственным связующим звеном между двумя братскими странами.
Когда в Украине случилась оранжевая революция, Москва не сделала никаких выводов. Послом в Киеве целых восемь лет – с 2001 по 2009 годы – оставался газовик Виктор Черномырдин, не имевший никакого отношения к дипломатии. То есть вся суть российско-украинских отношений была сведена к газовой трубе. И чем же всё закончилось? Полным провалом России. Две пропущенные революции и нескрываемый дрейф даже «пророссийского» Виктора Януковича в сторону Запада – вот цена, которую Россия заплатила за амбиции «Газпрома» - альтернативного министерства иностранных дел.
И вот сейчас зреет новый провал. Отчаянная попытка переиграть Евросоюз с «Южным потоком» только ослабила позиции Москвы. Во-первых, турки – очень своенравные и расчетливые переговорщики, они будут выжимать для себя максимальную выгоду, и еще не факт, что станут соблюдать договоренности с Россией. Во-вторых, изначально было ясно, что Греция, Македония или Сербия тоже могут быть шантажируемы, как Болгария, поэтому уверенность Москвы в осуществлении «хитрого плана» была явно необоснованной. Можно сколько угодно возмущаться коварством Запада в Македонии, но от этого легче не станет – Россия только в Крыму сумела сыграть на опережение, а в остальных вопросах отстает и вынуждена всё время реагировать…