14 июня в Молдове прошли всеобщие выборы в органы местного самоуправления. В голосовании приняло участие более 1,3 млн. человек (49% общего списка избирателей). Как обычно, наибольшее внимание уделяется выборам генерального примара муниципия Кишинев, который включает собственно столицу и более десятка населенных пунктов по периметру.
Сразу оговорюсь, что именно пригороды сыграли решающую роль в победе действующего мэра Дорина Киртоакэ в 2011 году, а сегодня помогли ему перейти во второй тур вместе с кандидатом от социалистов – Зинаидой Гречаной. Собственно в Кишиневе госпожа Гречаный обошла Киртоакэ в трех секторах из пяти: на Рышкановке с перевесом в 9%, на Ботанике – почти на 16%, а на Буюканах – менее чем на один процент. В то же время Чеканы выразили больше доверия Киртоакэ – разница в 6%, а в секторе Центр – на 0,1%.
То есть, не будь этих сел вокруг Кишинева, результаты нынешнего примара были бы куда скромнее. По этой причине многие мои коллеги из «чистого» Кишинева стали призывать к исключению пригородов из голосования за муниципий. Хотя я сам живу в пригороде, всё равно поддерживаю идею, пусть и понимаю, что это нереализуемо. Если бы этот сомнительный алгоритм не был выгодным для муниципальных властей, откуда бы тогда появились посторонние лица, которые десятками прописаны в квартирах и даже гаражах в пригородах?
Однако основная интрига нынешних местных выборов не в этом, хотя точка в столичной баталии будет поставлена лишь во втором туре 28 июня. И даже не в том, что мэрами Бельц и Оргеева стали, соответственно, Ренато Усатый и Илан Шор. Два молодых богатых субъекта с несколько, мягко говоря, противоречивой репутацией внезапно стали политическими функционерами – это объясняется, несложно догадаться, усталостью населения от одних и тех же лиц, годами мельтешащих на экранах телевизоров. Люди также истосковались по ярким шоу и халявным концертам – «Их есть у нас!» ответили молодые волки молдавской политики и получили 60-70% на выборах в Оргееве и Бельцах.
Главная изюминка и не в этом, тем не менее. Я бы, откровенно говоря, назвал это главной глупостью, но ограничимся более мягкими формулировками. Дело в том, что даже местные выборы в Молдове оказались под влиянием мощного грозового фронта под названием «Геополитика». Смешно и нелепо слушать стенания сторонников электоральных конкурентов в Кишиневе по поводу набившего оскомину «вектора». Можно подумать, что за разбитые тротуары в молдавской столице отвечает лично Путин, а украденный миллиард – на совести Госдепартамента США. Смешно и нелепо видеть, как вполне серьезные образованные люди категорически отказываются голосовать за «Зину» или «Дорина», потому что она (он) рука Москвы (Бухареста).
Мне, человеку небезразличному к настоящему и будущему Кишинева, хочется воскликнуть: «Господа, попробуйте открыть глаза и включить мозг! Взгляните на разбитые тротуары, вырубленные парки, на автомобили, которые скоро начнут парковаться прямо в подъездах, а потом найдите связь между этими явлениями и актуальной геополитикой!». Вечные апелляции к руке Москвы или вашингтонскому обкому тем более абсурдны оттого, что местные выборы – это всё-таки выбор личности, а не партии.
С одной стороны, на местных выборах, особенно в провинции, гораздо больше простора для махинаций и манипуляций, но с другой – лучшая узнаваемость кандидатов, а значит – больший упор на персоналии, а не идеологию. Тем не менее, даже в разрезе местных выборов то и дело слышишь радостные голоса правых политиков, для которых 25 «правых» районов (из 32) – это «сохранение европейского курса». Я-то думал, это победа административного ресурса, денег или, на худой конец, достойного человека. Вот такая электоральная специфика в государстве «на стыке двух цивилизаций»…