Linkuri accesibilitate

Дирк Бушле: „Страна, которая находится в такой ситуации, как Молдова, нуждается в срочном реформировании энергетического сектора”


Интервью замдиректора секретариата Европейского энергетического сообщества Дирка Бушле.

Европейское энергетическое сообщество, в которое с 2009 года входит и Республика Молдова, выразило обеспокоенность в связи с тем, что Национальное агентство по регулированию в энергетике откладывает пересмотр тарифа на электроэнергию. Заместитель директора секретариата ЕЭС Дирк Бушле пояснил в интервью Свободной Европе, что проволочки с определением тарифа являются нарушением со стороны Республики Молдова своих обязательств перед международными партнерами и порождают сомнения в искренности намерений по реформированию энергетического сектора.

Свободная Европа: Г-н Бушле, в 2009 году Республика Молдова подписала протокол о присоединении к Европейскому энергетическому сообществу и стала активным членом этой организации. Прошу вас, расскажите для начала о задачах и целях Сообщества…

Дирк Бушле: Энергетическое сообщество представляет собой объединение стран Европейского Союза, с одной стороны, и нескольких стран, не входящих в ЕС, среди которых Республика Молдова, Украина и страны юго-восточной Европы. Энергетическое сообщество ставит перед собой две основные задачи: мы помогаем странам-членам ЕС реформировать энергетический сектор и активно взаимодействовать между собой с тем, чтобы мелкие, фрагментированные и уязвимые энергетические рынки поднять до регионального уровня, что сделает их более привлекательными в глазах инвесторов и защитит от угроз в плане стабильного обеспечения энергией.

Свободная Европа: Какими преимуществами пользуется Республика Молдова как член Энергетического сообщества?

Дирк Бушле
Дирк Бушле

Дирк Бушле: Страна, которая находится в положении Республики Молдова, нуждается в срочном реформировании энергетического сектора, который здесь функционирует непрозрачно и с малоэффективными структурами. Следовательно, реформа энергетического сектора – одна из приоритетных целей, которую должна достичь страна, которая является членом Энергетического сообщества. Эта задача, кстати, стала обязательным условием для финансирования, необходимого, например, для модернизации энергетической инфраструктуры; эти средства выделяют международные организации, в частности, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и т.д. По вполне обоснованной причине: эти организации готовы финансировать важную отрасль для Республики Молдова, в которой, вероятно, страна очень нуждается – имею в виду энергетическую инфраструктуру, которая в конечном итоге сделает Молдову менее зависимой от единственного поставщика энергии, как электрической, так и газовой. В качестве предварительного условия инвесторы требуют реформирования этой области, и лично я рассматриваю членство Молдовы в ЕЭС как гарант успешного доведения этих реформ до конца. Могу привести пример: строительство газопровода Яссы-Унгень и его доведение до Кишинева. Этот объект судьбоносный для энергетической безопасности Республики Молдова. Но это не более чем закопанная в землю труба, которой недостаточно для обеспечения этой задачи. Нужно, чтобы труба была подключена к газопроводу Молдовы, и существовал бы конкурентоспособный поставщик, который обеспечивал бы конечных потребителей природным газом. Все эти положения можно реализовать путем пересмотра действующего законодательства, что является не только условием иностранных инвесторов по модернизации инфраструктуры, но и предполагает поддержку со стороны Секретариата Энергетического сообщества. Вместе с молдавскими властями наше учреждение составило проект закона об электрической энергии и природном газе, который соответствует так называемому Третьему энергетическому пакету. В эти дни документ вынесен на открытое обсуждение. В случае его внедрения Республика Молдова сделает шаг вперед в процессе реформирования энергетического сектора. Однако, все мы знаем: пересмотр законодательства важен, но решающее значение имеет его практическое применение. Именно на этом мы настаиваем в настоящий момент.

Свободная Европа: Г-н Бушле, если говорить об электроэнергии, 22 мая Секретариат Энергетического сообщества обнародовал ноту, в которой сообщил об открытии дела против Республики Молдова за неутверждение тарифа на электроэнергию. Как это понимать?

Дирк Бушле: Мы говорим об одном из базовых требований Энергетического сообщества, которое означает не что иное, как расширение европейского энергетического рынка, эти требования и стандарты применяются и в рамках Союза. Мы говорим о необходимости принятия тарифа за услуги по передаче электроэнергии, представляющего собой цену, которую необходимо платить за доступ и использование электросетей низкого напряжения – ведь без тарифа на распределение невозможно пользоваться основным правом в энергетической области: правом доступа к энергетической инфраструктуре. Если нет тарифа, установленного регулирующим органом, возможны отключения электричества. Отсутствие тарифа на распределение электрической энергии, который должно было установить НАРЭ, является предварительным условием для реформирования сектора электроэнергии в Республике Молдова. Тот факт, что за все это время тариф не был установлен, как минимум для двух операторов (RED Nord и RED Nord-Vest, прим. ред.), кроме Gas Natural Fenosa, представляет фундаментальное нарушение, мимо которого Секретариат не мог пройти. Мы сделали это, прекрасно зная, что полномочия НАРЭ ограничены, но также зная, что это один из главных вопросов, который должен обеспечить национальный регулятор. Республика Молдова – единственная страна в Энергетическом сообществе, которая этого не сделала, следовательно, можно понять, что пора преодолеть эту ситуацию, которая стала главным препятствием в реформировании сектора электроэнергии. НАРЭ как партнер иногда давал нам повод для сомнений, в прошлом бывали ситуации, связанные не только с возможностями регулирующего органа, но и с отсутствием независимости в его работе. Сейчас мы рассчитываем на то, что представители НАРЭ докажут, что они способны и достаточно независимы для того, чтобы установить тариф на электроэнергию как предварительное условие для дальнейшего реформирования сектора в соответствии с европейскими стандартами. Что же касается нас – мы готовы оказать полное содействие. Отсутствие тарифа на электроэнергию – серьезная помеха, которую необходимо устранить; собственно, поэтому мы и инициировали этот процесс.

Свободная Европа: Какие дальнейшие шаги должна предпринять Республика Молдова для разрешения этой ситуации?

Дирк Бушле: Я приеду в Кишинев в конце этой недели, 10 июля, и обсудим этот вопрос с руководителями соответствующих органов Республики Молдова. Прежде всего, нужно посмотреть, что можно сделать и как совместными усилиями разрешить ситуацию максимально быстро. Как я уже сказал, если не будет установлен тариф на электроэнергию, единый для всех трех дистрибьюторов, реформы будут буксовать. Ждем, что НАРЭ это сделает, и готовы содействовать этому. Надеюсь, что в пятницу удастся согласовать все условия и незамедлительно перейти к определению тарифа с тем, чтобы устранить это нарушение.

Свободная Европа: Один из принципов Договора о создании Энергетического сообщества состоит в обеспечении энергетической безопасности. Вы наверняка в курсе последних событий в этом плане в Республике Молдова, в частности, прозвучавших недавно опасений по поводу прекращения поставки электроэнергии. Дистрибьюторы давно уже пытаются убедить НАРЭ, которое отвечает за утверждение цен, в том, что существующий тариф не покрывает его полной стоимости, а недавнее падение национальной валюты, обострили проблему. С вашей точки зрения, как можно решить этот вопрос, учитывая, что Молдова – страна развивающаяся, а ее население уязвимо с экономической точки зрения?

Дирк Бушле: Это очень серьезная ситуация. Хочу лишь уточнить один момент: сейчас мы говорим о стоимости электроэнергии, и это не то же самое, что тариф на услуги по ее распределению, о котором шла речь чуть выше. Здесь мы говорим о ситуации, которая, как вы правильно подметили, касается, с одной стороны, энергетической безопасности, а с другой стороны – уязвимости населения. Однако необходимо учесть тот факт, что если национальный регулятор устанавливает тариф на электроэнергию, который не покрывает расходов на нее, поставщик обанкротится. Следовательно, мы говорим о другом принципе европейского законодательства в энергетическом секторе, который предполагаем реальное отражение в тарифах стоимости электроэнергии. Мы можем пойти на различные послабления, но тариф, установленный государством через национального регулятора, должен отражать реальную стоимость электроэнергии во избежание банкротства поставщиков, что в конечном итоге ставит под угрозу энергетическую безопасность страны в целом. Ситуация в Республике Молдова крайне специфична. Она зависит, прежде всего, от импорта, и компания, о которой вы говорите, обеспечивает электроэнергией значительную часть территории страны, следовательно, то, что она не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства перед производителем энергии, потому что установленный тариф слишком низок, является фактором риска для энергетической безопасности страны. Поэтому мы должны вмешаться. Аналогичные ситуации были и в других странах. Поверьте, это нередкое явление, когда власть пытается относиться к частным структурам иначе, чем относится к государственным учреждениям. Схожая ситуация была в Албании, в Македонии несколько лет назад. И мы всегда вмешивались и помогали найти компромиссное решение с тем, чтобы не допустить худшего из сценариев. Отсутствие четких действий со стороны национального регулятора ставит под угрозу способность компаний закупать электроэнергию, необходимую для потребителей. Несомненно, мы не говорим об извлечении прибыли для поставщиков, мы такой подход не поддерживаем, мы говорим о тарифе, который позволил бы любой компании закупать электроэнергию и продавать ее потребителям.

Свободная Европа: Как только стало известно о сообщении от 22 мая, представители НАРЭ заявили, что, по сути, Энергетическое сообщество стало на сторону частного поставщика Республики Молдова, имею в виду Gas Natural Fenosa. Насколько обоснованы такие заключения?

Дирк Бушле: Вы знаете, в своей карьере я не раз сталкивался с подобными ситуациями. Власти с трудом соглашаются с тем, что мы, как международная организация, должны удостовериться в том, что Республика Молдова выполняет обязательства, которые налагает на нее членство в Энергетическом сообществе. И это можно понять, потому что реформы, которых мы требуем, предполагают коренные системные изменения. Из личного опыта могу заверить, что эти перемены к лучшему, иначе, как я уже говорил, принимая неверные решения в уязвимой системе, рискуешь полностью ее уничтожить. Как нередко бывает, власти чувствуют себя ущемленными и вместо того, чтобы подумать, какие четкие шаги необходимо предпринять для решения проблемы, предпочитают выступить с обвинениями подобного порядка. Но ведь проблемы видны всем, не думаю, что кто-то сомневается в их наличии. Просто настала пора найти подходящий ответ. Процедура, которую мы инициировали – это приглашение к диалогу и не должна стать поводом для обвинений. Мы не поддерживаем ту или иную компанию. Да, нас беспокоит судьба инвесторов, но это не значит, что мы их поддерживаем. Что касается Республики Молдова, самая большая наша тревога связана с угрозой энергетической безопасности. Именно поэтому мы и вмешиваемся. Иногда такое вмешательство не приносит популярности, но оно необходимо, потому что в противном случае не миновать ситуации, когда страна не сможет выполнять свои обязательства перед международными партнерами – и тогда под угрозой окажется обеспечение электроэнергией.

В завершение хотелось бы сказать несколько слов об уязвимости потребителей. Конечно, либерализацию энергетического рынка можно рассматривать как угрозу в отношении льгот и послаблений, которыми пользовались ранее социально незащищенные потребители; но если вы посмотрите, как работает сегодня система субсидирования, вы увидите, что это не может длиться долго. Сегодня государство дотирует всех потребителей, что в корне неправильно. Льготы нужно предоставить социально незащищенным потребителям, не всем поголовно – богатым или бедным. Вот почему мы требуем пересмотра системы, при которой поддержка потребителей, по необходимости, осуществлялась бы не за счет сохранения низкого тарифа на электроэнергию, который не покрывает реальных расходов, а посредством специфичной системы субсидирования, адресного, предназначенного именно для тех потребителей, которые нуждаются в поддержке. Если Молдова примет и внедрит те законы, которые мы продумали вместе, думаю, эту ситуацию удастся переломить.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG