Прочитав сообщения о вялой поддержке Турции со стороны США и НАТО, я начал задумываться: а нет ли здесь красиво разыгранной комбинации по сталкиванию лбами Турции с Россией? В самом деле: не успела разлететься новость о гибели российского бомбардировщика, как турки срочно потребовали созыва совещания НАТО. Альянс отреагировал оперативно, но ничего такого, что говорило бы о безоговорочной поддержке Турции, в информационных сообщениях не промелькнуло. Лейтмотивом реакции НАТО было «мы сожалеем, но давайте вы успокоитесь и разберетесь сами».
Настоящий «нож в спину» (самая модная фраза недели) туркам нанесли Госдепартамент и Пентагон, опровергнув утверждение о том, будто самолет был сбит над Турцией. Короче говоря, всё вышеупомянутое, а также заявление российских военных о заранее спланированной атаке турецких ВВС заставило меня предположить, что речь идет не просто о плановой акции, а о целой цепочке. Если проще, то США могли каким-то образом внушить Турции, что атака на российские самолеты не вызовет особых возражений у Вашингтона.
Подозрения усилились после прочтения сообщения LifeNews о том, будто Эрдоган на саммите «Большой двадцатки» в Анталье 15-16 ноября получил от Обамы согласие на организацию какой-либо акции против российских войск в Сирии. Данный ресурс, мягко говоря, спорный, но он в данном случае ссылается на арабские СМИ, которые, в свою очередь, цитируют некий источник в администрации турецкого президента.
«Очевидно, турецкий лидер страдает из-за сильной бессонницы, которую ему причиняют действия российских Воздушно-космических сил в Сирии, разрушающих нефтяную инфраструктуру ИГИЛ. И нет секрета в том, что Турция – это главный импортёр контрабандной нефти по заниженным ценам с территорий, которые контролируются ИГИЛ», - пишет российский сайт со ссылкой на издание Mepanorama.
Рассмотрение этой гипотезы напомнило мне историю 1990 года. Существует мнение о том, что Соединенные Штаты тогда филигранно разыграли партию в Ираке, заманив болезненно амбициозного Саддама Хусейна в кувейтскую ловушку. Иракский диктатор, едва закончив кровопролитную войну с Ираном, обратил свои взоры на маленький, но чрезвычайно богатый нефтью Кувейт, мечтая сделать его своей 19-й провинцией. И вот 18 июля 1990 года Саддам обвинил соседа в «незаконной добыче нефти» на приграничных территориях, но великодушно согласился отказаться от претензий, если богатый эмират простит Багдаду долг в 14 млрд. долларов (в ходе войны с Ираном Хусейн получил от Кувейта помощь) и положит сверху еще 2,5 млрд. долларов. Кувейт отказался, и ситуация стала ухудшаться.
Параллельно межарабскому диалогу, проводимому при посредничестве Саудовской Аравии, на горизонте появилась американский посол в Багдаде Эйприл Глэспи. Далее я процитирую документ, опубликованный на канадском сайте Global Research. «У меня прямые инструкции от президента Буша – добиваться улучшения наших отношений с Ираком», - заявила госпожа посол Саддаму Хусейну. «У нас нет позиции по вашим арабо-арабским конфликтам, таким как ваш спор с Кувейтом», - продолжила дипломат. Она добавила, что кувейтский вопрос не связан с Америкой, и Саддам улыбнулся. (Подтверждение этой версии читайте также на сайте «АиФ»).
А потом, 2 августа, Ирак оккупировал Кувейт – и дальше вы всё знаете. Любопытно, что в начале сентября 1990 года британские журналисты, ознакомившись с содержанием разговора Глэспи и Хусейна, спросили у покинувшего Багдад дипломата, почему Вашингтон не воспрепятствовал оккупации Кувейта, коль сами дали диктатору «зеленый свет». Госпожа посол ответила, что в США «не ждали», что Ирак полностью оккупирует соседнюю страну. Но дело было сделано: в 1991 году Ирак был разгромлен, в 2003 году – оккупирован, а в 2006 году Саддам Хусейн был казнен.
Вернемся в 2015 год. Читатели, конечно, могут возразить мне – Турция не Ирак, она союзник США по НАТО. Верно. Но кто сказал, что этот статус дает Турции индульгенцию или право на ведение собственной игры? Напомню, что в 2003 году турки не разрешили американцам входить в Ирак через север. Как говорили тогда военные эксперты, это ударило по планам США, т.к. операция против Саддама прошла намного дольше, и пропусти Турция американцев, жертв среди солдат США было бы меньше. Второй «косяк» имел место в 2008 году, когда в разгар войны в Грузии турки закрыли проливы для американских ВМС, которые спешили на помощь Саакашвили. Эти эпизоды, конечно, не фатальны, но американцы страсть как не любят строптивых!
Суть претензий США к Турции лежит, однако, в другой плоскости. Анкара яростно противится курдскому освободительному движению, причем не только на своей территории (вот уже более 30 лет), но и в Ираке, а с 2011 года – и в Сирии. Курды – крупнейший на Ближнем Востоке народ, не имеющий собственного государства. Они в равной степени не любят арабов, турок и персов, а значит, представляют собой идеальную кандидатуру на роль главного союзника США в регионе.
Турция противится созданию единого курдского государства, контуры которого уже обозначились в Ираке после 2003 года, а в последние годы – в Сирии. Турки при этом будто не замечают, что США и заодно Израиль активно работают в Иракском Курдистане, словно он уже независим. После выхода ИГИЛ на авансцену ближневосточного терроризма для турок наступил благоприятный момент: под видом борьбы с джихадистами они принялись бить по курдам, а не по боевикам. Для Вашингтона это не могло не пройти незамеченным, и в западном сообществе стали всё чаще упрекать Турцию в ведении нечестной игры.
А после вступления России в сирийский конфликт наступил перелом. Путин не стал разбираться, кто там «умеренный», а кто отчаянный, и принялся бомбить всех, заодно покусившись на священную корову Эрдогана – нефтяной бизнес с ИГИЛ. Показательно, что американцы возражали достаточно вяло, требуя от России бомбить только «Исламское государство» - но ведь именно оно и является контрагентом Турции! К тому же США не опровергают заявления России о причастности турецкой верхушки к контрабанде нефти. Так и сложился странный негласный мезальянс РФ и США по борьбе с двурушничающей Турцией и джихадистами. Вот и французский политолог Тьерри Мейсан пишет, что Россия и США будут вместе «усмирять» Турцию и Саудовскую Аравию…
Сумеют ли Путин и Эрдоган преодолеть кризис? Сильно сомневаюсь. Москва сделала шаги, которые уже не сможет «отмотать» назад – вечером 28 ноября российский президент подписал указ о введении санкций против Турции. Эрдоган в тот же день выразил «сожаление» (но не извинения!) по поводу инцидента, выразив надежду на встречу с Путиным 30 ноября в Париже. Даже если встреча произойдет и Путин примет «сожаление» Эрдогана, станет ли Кремль отменять санкции? Вряд ли – иначе потеряет лицо, а ему и так хватает репутационных потерь из-за украинского кризиса. К тому же оба политика очень амбициозны, и каждый лелеет мечту о возрождении величия – русского мира и Османской империи. Даже газета The Financial Times обратила на это внимание.
А может, этот конфликт и не должен закончиться так просто? Ведь не зря Эрдогана заманили в ловушку…