Уходит в историю 2015 год, и по традиции мы подводим итоги. В Республике Молдова истекающий год останется в нашей памяти как непрерывная полоса политических и финансовых скандалов, не перестающих сотрясать без того измотанную страну.
2015 год начался под сенью очередного политического кризиса, вызванного несговорчивостью всё тех же дорогих сердцу властных партий, которые смогли сохранить себя только благодаря массовой истерии и, мягко говоря, манипуляции при подведении итогов парламентских выборов 30 ноября 2014 года. Переговоры о создании очередной коалиции «единомышленников» длились с 1 декабря прошлого года по 18 февраля года нынешнего года – ровно 80 дней. Не успело начать работу правительство Габурича, как общество узнало о главном «достижении» власти за все последние годы – из Национального банка украден миллиард евро. Целый миллиард – пятая часть валового внутреннего продукта.
С того момента главным лозунгом протестного движения всех мастей стало требование «Верните миллиард!» и его мягкая форма – «Где миллиард?». Этот вопрос-слоган стал даже печататься на футболках и наноситься на задние стекла автомобилей, а «слава» о Молдове, где как ни в чем не бывало украли целый миллиард, разнеслась по всему миру.
Но не тут-то было – власть не только не дала объяснений, но и принялась «ликвидировать последствия» весьма оригинальным способом. Было решено ликвидировать три банка, через которые утекли деньги (Banca de Economii, Banca Socială, Unibank), а средства для этого богоугодного дела, разумеется, взяли опять из бюджета, то есть из наших с вами карманов. Самое нелепое в этой ситуации – почему наказаны исключительно банки? Разве банки могут сами собой управлять, без помощи людей? Получается, что фигурантов, которые потенциально причастны к краже (а их список хорошо известен в обществе – шила в мешке не утаишь!), не трогают, а сами банки отправились под нож. Оригинально? Еще как!
«Прелесть» уходящего года в том, что украденный миллиард время от времени уходил на второй план, потому что власть изрядно шаталась от внутренних противоречий. 12 июня премьер Габурич объявил об отставке, не желая играть уготованную ему роль жертвенного агнца на алтаре праведного народного гнева. Проще говоря, молодой премьер раскусил намерения «партнеров» и пожелал им поискать других дураков.
Вновь закипела аппаратная работа: «европейская» коалиция стала отчаянно искать нового политического камикадзе и 30 июля нашла. Валерий Стрелец, глава парламентской фракции ЛДПМ, изъявил желание попробовать себя в экстремальном виде спорта – бег по минному полю с завязанными глазами. Непонятно, на что он надеялся, но его правительство выдержало еще меньше: 29 октября голосами социалистов, коммунистов, демократов и либералов (какое редкое единение!) Стрельца «ушли». «Снова стою одна! Снова курю, мама, снова!» - спела бы Молдова, если бы была человеком.
Однако всё это было бы весело, если бы не было так катастрофически грустно. Тем же летом правительство порадовало народ решением о почти 40%-ном повышении тарифов на электроэнергию. И как отреагировал народ? А никак! Протесты, начатые левыми энтузиастами, правой Платформой «Достоинство и справедливость» и левой оппозицией в лице социалистов и «Нашей партии», к данному моменту не принесли ничего, кроме появления двух «коттеджных поселков» перед, соответственно, правительством и парламентом.
Отмена тарифов, отставка наиболее одиозных людей Плахотнюка (ах, да! – и возвращение миллиарда) и прочие требования так и остались требованиями. Более того, начались новые переговоры по формированию нового правительства – лица, правда, всё те же. Только на этот раз имеет место серьезная размолвка между либеральными демократами и их «друзьями» по правоцентристскому лагерю. Причина – Влад Филат.
Лишение Филата депутатской неприкосновенности и его последующее задержание на энное количество дней – это, увы, логический финал печальной истории молдавского политика, который из-за своей, мягко говоря, нерешительности и непоследовательности потерял не только должность и репутацию, но и свободу. Можно об этом долго писать, но я буду краток: Влад Филат недооценил решительность Плахотнюка и конъюнктурность Гимпу, а также явно переоценил свою прозорливость, тактическое мышление и дружбу с европейскими лидерами.
Между тем, свободу потерял не только Филат, но и целая группа левых активистов, известных как «группа Петренко». Эти решительные молодые люди явно испортили обедню Плахотнюку, причем еще летом, протестуя прямо у его дома на Болгарской улице. А так как господин кукловод известен как обладатель хорошей памяти и некоторой антипатии к своим обидчикам, Григорий Петренко, Александр Рошко, Павел Григорчук, Михаил Амерберг и другие оказались в ненужное время в ненужном месте, ответив за себя и «за того парня».
Им не посчастливилось оказаться у здания Генпрокуратуры 6 сентября, когда на площади вовсю шел первый день митинга «Платформы». Поскольку правых активистов трогать не велено (вдруг Европе не понравится?), весь гнев Системы обрушился на эту семерку смельчаков. Они сидят уже более трех месяцев, обвинений по существу им не предъявлено, а на возражения европейцев в Кишиневе плюют. Ведь, как известно, есть два Европейских парламента: плохой и хороший. Плохой выражает обеспокоенность появлением политзаключенных в Молдове, а хороший посылает переговорщиков для очередного спасения очередной коматозной коалиции.
Вот так, дорогие читатели, мы доковыляли до декабря 2015 года. На данный момент известно, что высокопоставленный дипломат из США требует от правого лагеря и коммунистов проголосовать за кандидатуру премьера. Но вот загвоздка – Госдеп озвучивает очень неудобные для Плахотнюка фамилии: Ион Стурза и Майя Санду. Перед кукловодом дилемма: пойти на требования американцев и потерять рычаги управления или не пойти на требования американцев и потерять еще много чего. Пожелаем ему… ничего.
И последнее: опросы общественного мнения, которые проводились на протяжении года, демонстрируют устойчивую тенденцию: народ Молдовы уже просто ненавидит эту власть. Последний «Барометр общественного мнения» показал, что 88% респондентов считают путь страны неверным. Думаю, добавить тут нечего. Молдова в 2015 году удивила мир не только украденным миллиардом, но и уникальным политическим статус-кво: власти нет, а диктатура есть!
Читайте также:
Братское недовольство: европейцы устали от молдавской власти
Желтая карточка от американцев. Новый позор молдавской власти. Часть 1 Часть 2
Беспремьерная страна: новый антирекорд Молдовы
Когда низы не хотят: молдавская власть в шаге от краха
Итоги рижского саммита: взгляд из Кишинева
Страдания евразийских европейцев. Куда податься Молдове?
…И стали бедные еще беднее. Новый опрос в Молдове
Молдова – очередной тест на «европейскость»