Linkuri accesibilitate

Российско-американские отношения в 2015 году: чем хуже, тем проще. Часть 3


Американская газета The Wall Street Journal указывает на три стратегических вызова для страны: вихрь в мусульманском мире; махинации слабой, но беспощадной России, и амбиции всё еще растущего Китая. «Ответы президента на все эти вызовы прискорбно неадекватны, - сетует издание. – Те, кто знаком с внутренней работы Белого дома при Обаме, удивляются, почему этот президент, который пришел к власти с почти отсутствием опыта во внешней политике, приложил так мало усилий для привлечения экспертов-стратегов».

А пока в Вашингтоне удивляются, в Москве не сидят без дела. В самый последний день ушедшего года Путин своим указом одобрил текст новой Стратегии национальной безопасности РФ. Комментируя документ, «Голос Америки» отмечает «двоякое отношение российского руководства к Соединенным Штатам», т.к. сначала США упоминаются как страна-оппонент России: «Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах».

С другой стороны, пишет «Голос Америки», «отношениям Москвы и Вашингтона посвящен целый абзац, выдержанный, скорее, в позитивном тоне». «Российская Федерация заинтересована в выстраивании полноценного партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере, и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. Важнейшими направлениями такого партнерства остаются совершенствование предусмотренных международными договорами механизмов контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, решение вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, расширением сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, урегулированием региональных конфликтов», - цитирует «ГА». Издание подчеркивает, что негатив в отношении США вынесен в начальную часть документа, а позитив – в конец.

В интервью «Голосу Америки» президент Института стратегических оценок Александр Коновалов указал на «обособленность России» в новой Стратегии. «В прошлой стратегии приоритет во внешней политике и в политике безопасности отдавался однозначно, прямо по тексту, сотрудничеству с ОДКБ, с некоторыми азиатскими странами, упоминалась ШОС. В этот раз я не обнаружил упоминаний о приоритетности сотрудничества с государствами ОДКБ, того самого широко разрекламированного поворота на Восток – из новой концепции совершенно не следует никакого поворота на Восток», - говорит политолог. Он характеризует подписанный Путиным документ как «более антизападный, более антиамериканский, чем предыдущие».

А независимый военный эксперт Александр Гольц считает новую «Стратегию» более «оборонно-агрессивной», чем предыдущие версии. «Идеология документа – Россия в кольце врагов, Россия противостоит странам Запада, которым не нравится то, что она проводит свой независимый и самостоятельный внешнеполитический курс. Прямо говорится о том, что в случае, если нельзя достичь целей дипломатическими и политическими методами, Россия может прибегнуть к военным методам», - сказал эксперт в интервью «Голосу Америки».

На документ обратила внимание и российская газета «Ведомости». Так, издание цитирует фрагмент о том, что «укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности…». «Проведение Россией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления», - пишут «Ведомости» со ссылкой на Стратегию.

«Поддержка США с Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта… Глубокий социально-экономический кризис превращает Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ с Россией», - говорится в документе.

Кстати об Украине. Киевское агентство УНИАН сделало основательный анализ российской Стратегии и предложило ряд выводов. Процитирую некоторые из них:

- Военные приоритеты РФ находятся выше социально-экономических

- Кремль делает ставку на наращивание оборонного потенциала, а не гонку вооружений

- НАТО по-прежнему ключевой противник и угроза РФ

- Другие ключевые угрозы – свержение легитимных режимов и разрушение традиционных ценностей

- Усиление борьбы с оффшорами на фоне технологической отсталости и низкой конкурентоспособности российской экономики

- Усиление государственного регулирования экономики для достижения экономического роста

- Ставка на АТЭС, БРИКС и ШОС, причем в последнем случае Россия будет усиливать влияние, что приведет к конфронтации с Китаем.

Касаемо отношений Москвы и Киева агентство УНИАН делает три основных вывода:

- Российское руководство не считает конфликт в Украине завершенным. Военные и подрывные действия остаются приоритетом политики в отношении Украины

- Подрывная деятельность Кремля в Украине продолжится вплоть до планируемой им смены режима в Украине на пророссийский

- Российское руководство не считает внешнеполитический выбор Украины окончательным и надеется на его изменение, по аналогии с 2005 годом.

Право украинское агентство или нет, покажут ближайшие годы. А пока обратим внимание на реакцию Североатлантического альянса. Его официальный представитель Оана Лунджеску заявила, что НАТО отвергает претензии Москвы, считающей блок угрозой безопасности. В Брюсселе называют эти утверждения «совершенно не обоснованными». Агентство Associated Press, приводя слова пресс-секретаря НАТО, ссылается также на Стратегию национальной безопасности РФ, где Альянс обвиняется в нарушении международного права и продвижении своей военной инфраструктуры к границам России.

В заключение приведу чуть более обнадеживающие цитаты. Известный российский политолог Андрей Цыганков, ныне работающий профессором международных отношений и политических наук в Университете Сан-Франциско, для начала констатирует, что Россию и Штаты «многое разделяет». Это и характер политической системы, и религиозные традиции, и этнофизический склад. «При этом в каждом обществе имеются группы, выступающие блюстителями чистоты национальных ценностей и готовые воспользоваться поддержкой политики. Особая роль принадлежит прессе, занятой переводом фактов и новостей на язык общественного мнения и настроений. В ее задачу входит поиск соответствующих метафор, примеров, аналогий для донесения происходящего в мире до широких общественных слоев и укрепления сложившейся системы национальных ценностей», - пишет эксперт.

По словам Цыганкова, образ России как «неосоветской автократии» закрепился в политических и медийных кругах США еще до нынешнего украинского кризиса, а именно после ареста Ходорковского, негативного отношения Москвы к «цветным революциям» и неприятия ею вторжения США в Ирак. С другой стороны, «постаралась» и российская пресса, которая привыкла представлять США как носителя нежелательных в России идей и ценностей.

«И все же, несмотря на старания пропагандистов, США и Россия не разделены сегодня идеологическим антагонизмом», - уверен политолог. На основе ценностных различий двух стран «идеологическую конфронтацию по модели холодной войны… воссоздать не удастся», считает он. «Полноценное же развитие национальной системы ценностей невозможно без выделения в ней того, что сопоставимо и нуждается в укреплении за счет диалога с ценностями другого. Мир остается единым, пока такой диалог продолжается», - заключает Андрей Цыганков в материале на сайте «Ленты».

…Приведенные мнения с разных ракурсов говорят об одном и том же: отношения России и США зачастую сводятся к простым, «удобоваримым» формулам и клише. Постоянный поиск внешнего врага, неприятие между «проклятыми пиндосами» и «тупыми путиноидами» - это, возможно, верный акцент, но он далеко не главный и не единственный аспект нынешнего этапа двусторонних отношений. Упрощенчество – коварный враг, который, с одной стороны, облегчает задачу пропагандистам, но, с другой стороны, заводит общество в тупик. Окрашивание в черно-белые цветы не позволяет видеть всё богатство политической, культурной, ценностной и прочей палитры.

Вместе с тем, нынешнее обострение отношений между Россией и США несет один положительный заряд: можно отказаться от излишних дипломатических экивоков, от лукавых эвфемизмов и назвать вещи своими именами. Как ни крути, упрощенчество в этом помогает. Откровенность – палка о двух концах, но при умеренной «дозировке» она способствует отрезвлению политиков. Главное – не увлечься навешиванием ярлыков и вместе с водой не выплеснуть ребенка. Россия объективно слабее Советского Союза, но ее вес и роль признаются даже неоконами в США, поэтому обеим державам надо проявить волю и сдержанность, чтобы принцип «чем хуже, тем проще» принес пользу, а не вред.

Часть 1

Часть 2

Читайте также:

Новая «холодная война»: остудить нельзя подогреть. Часть 1 Часть 2

XS
SM
MD
LG