Linkuri accesibilitate

Годовщина «Минска-2». Всё трудное впереди


12 февраля исполнился год со дня подписания в Минске соглашения о нормализации в Донбассе. Официально этот документ-матрешка называется «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», имея в виду первое соглашение от сентября 2014 года. Именно по причине невыполнения Минска-1 и был согласован и подписан Минск-2. Год назад президенты Украины, России, Франции и канцлер ФРГ при участии президента Беларуси провели беспрецедентный 16-часовый дипломатический марафон, но в итоге всё же согласовали документ, который потом подписали терпеливо ожидавшие президентов представители Контактной группы (посол РФ в Киеве, спецпредставитель президента Украины, лидеры республик Донбасса и спецпредставитель ОБСЕ). Я не стану пересказывать содержимое документа, лишь отмечу, что все формальные и неформальные участники процесса сходятся в одном: соглашение скорее не выполняется, чем выполняется, и это печально.

Бывший губернатор Донецкой области, ныне депутат Верховной Рады Сергей Тарута считает, что Запад будет требовать от Украины выполнения ее части Минска-2 (скорее всего, имеется в виду реформа Конституции с целью децентрализации страны и автономии Донбасса). А от России, соответственно, потребуют выполнения «ее части», то есть давления на Донбасс с целью возвращения границы под контроль Киева, сказал Тарута в интервью «Газете».

В свою очередь, бывший генеральный консул Украины в Стамбуле Богдан Яременко считает, что президент Петр Порошенко «сплоховал». «В повестку переговоров не включен вопрос Крыма. Среди переговорщиков нет США и ЕС. Украина не смогла достичь однозначного восприятия Россией своей ответственности за конфликт на востоке Украины. К переговорам, пусть и косвенно, допущенные ЛНР и ДНР», - говорит бывший дипломат.

Украинский политолог, бывший советник президента Ющенко Вадим Карасев считает, что Минск-2 завершился ничьей. «Минск-2» зафиксировал, что Украину мы отстояли, и только небольшая часть восточного Донбасса пока остается вне контроля Украины. Но, согласитесь, восток Донбасса и восток Украины – это разные территориальные масштабы», - цитирует эксперта «Газета». По его словам, политический триумф Киева наступит тогда, когда территории будут возвращены в состав Украины. Собеседники со стороны Украины сходятся в одном: Киев надеется на продление санкций против России и постепенные уступки Москвы по вопросу реинтеграции Донбасса.

Не кто иной, как президент Украины Петр Порошенко, выступая на традиционном мюнхенском форуме по международной безопасности на минувшей неделе, призвал США и ЕС не смягчать санкции против России, пока не будут полностью выполнены Минские договоренности. «Звучат мнения, что санкции не работают, что они вредят Европе больше, чем России. Нет, санкции – это не наказание, санкции – это инструмент, чтобы Россия оставалась за столом переговоров, поскольку нет других инструментов», - цитирует украинского лидера газета «Коммерсант».

Кроме того, Порошенко обвинил Москву в попытке расколоть Европу. «Перед нами стоят очень серьезные проблемы. Самая большая опасность для нас, для европейцев – это альтернативная Европа. Европа с альтернативными принципами и ценностями, - заявил он. – Изоляционизм, нетерпимость, неуважение к правам человека и религиозный фанатизм – это альтернативная Европа, которая имеет сегодня своего лидера – Путина. Эта альтернативная Европа имеет своих солдат, это пророссийские и антиевропейские партии в каждой европейской стране».

Между тем, Порошенко не зря сделал акцент на санкциях, поскольку не далее как в январе госсекретарь США Джон Керри обмолвился о возможности снятия ограничительных мер против России и выразил надежду на реализацию Минских соглашений в течение нескольких месяцев. Заявление Керри прокомментировал известный российский политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. «Если у кого-то есть иллюзии, что американцы действительно пообещали снятие санкций в ближайшие месяцы, то это именно иллюзии. Потому что он [Джон Керри] говорит, что минские соглашения можно выполнить в течение ближайших месяцев, тогда можно будет отменить экономические санкции, потому что все условия для этого будут выполнены», - сказал эксперт в интервью Business FM.

Далее подробно процитирую обширный аналитический материал, опубликованный на сайте «Зеркало недели – Украина». Автор Владимир Горбулин критикует руководство своей страны за ряд упущений, хотя признает, что по объективным причинам Киев находится в невыгодном положении. «Минский переговорный процесс, впрочем, как и вся украинская дипломатическая активность последних двух лет, осуществлялся под неотложным давлением объективных обстоятельств, рожденных войной и кризисом», - пишет Горбулин. Он имеет в виду «враждебное военно-политическое, пропагандистское и экономическое давление государства-агрессора», то есть России; «дружное финансовое и дипломатическое давление стран-союзников…».

«Решения, принятые до сегодняшнего дня в рамках минского процесса, в значительной степени стали результатом давления критических обстоятельств и внешних факторов, а потому сила их обязательности держится исключительно на «доброй воле» украинской стороны», - продолжает автор. Украина, полагает он, «как ответственный и миролюбивый член мирового сообщества, превыше всего хочет мира, иногда даже в ущерб своим национальным интересам».

Что ж, я охотно верю, что Украина превыше всего хочет мира, но я далек от мысли о том, что в Киеве отказались от идеи «зачистки» Донбасса в случае его возвращения под контроль. Можно называть это местью, реваншизмом или «просто» желанием наказать москалей, но факт остается фактом – украинское общество еще не остыло от потери Крыма и мясорубки на Донбассе. Впрочем, даже не это главный риск.

Здесь, в Молдове, мы вдоволь «наелись» переговорными процессами по урегулированию в Приднестровье – почти четверть века топтания на месте. Поэтому есть высокая вероятность того, что даже в случае полного и безоговорочного выполнения Минских соглашений Донбасс останется тлеющей точкой. Дай Бог, не горячей, но как минимум тлеющей. Мы прекрасно знаем, что такое провокации, взаимные обвинения, двойная игра, высокомерие, инертность и прочие атрибуты «успешных» переговоров. Боюсь, всё это в Донбассе только начинается. А значит, отношения России и Украины омрачены на многие-многие годы вперед. И это мы пока не говорим о Крыме.

Вместо послесловия: на днях, аккурат в годовщину принятия Минска-2, Европейский Союз отменил ряд санкций против Беларуси. Вот так взял и «без объявления войны» отменил. Что это было – награда «Батьке» за успешно проведенную дипломатическую работу (кстати, да, надо признать – он показал мастер-класс по лавированию и гибкости)? А может, это аванс за будущие посреднические достижения в урегулировании? Или, не исключено, это намек Путину? Мол, смотрите, как мы обхаживаем «последнего диктатора Европы». Кстати, может, уже не диктатора – этот сомнительный титул вполне очевидным образом Европа два года назад перенесла на Путина…

Читайте также:

Украина для Запада: дело чести или чемодан без ручки?

Тильзит для Украины. Мозговой штурм Нуланд и Суркова

Рада не рада: Украина откладывает вопрос о статусе Донбасса

Украинский кризис в 2015 году: без победителей, но с побежденными

XS
SM
MD
LG