Политический кризис вышел на большую сцену в начале февраля, когда министр экономического развития и торговли Украины, гражданин Литвы Айварас Абромавичус заявил об отставке. «У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стили старой власти установить контроль над государственными деньгами», - цитирует экс-министра «Украинская правда». Он назвал имя человека, которого обвиняет в создании разного рода препятствий, - это Игорь Кононенко.
«Будучи представителем политической силы, которая выдвинула меня на пост министра, в последнее время он [Кононенко] сделал очень многое, чтобы блокировать мою работу и работу министерства. Сначала подконтрольные Кононенко депутаты от БПП разработали постанову о моей отставке, передали ее партии «Возрождение» и те в итоге передали ее в Верховную Раду и за несколько месяцев собрали аж 18 голосов», - рассказал, в частности, Абромавичус.
О том, что в Киеве тормозятся реформы, заговорила и западная пресса. Так, еще в конце декабря агентство «Рейтер» опубликовало большой редакционный материал, отметив, что, «несмотря на все усилия, раскол в правящей коалиции усиливается и многие реформы топчутся на месте». «Если (украинские) лидеры потерпят неудачу, это создаст большую проблему для Вашингтона, ЕС и МВФ, которые (sic!) пожертвовали отношениями с Россией для поддержки этого народа», - пишет агентство. Вдобавок оно приводит ироничное высказывание вице-президента США Джо Байдена о том, что с президентом Украины Петром Порошенко он общается чаще, чем с собственной женой. «Рейтер» далее признает, что США и ЕС вложили значительные усилия в успех революции февраля 2014 года, и с тех пор Байден 40 раз говорил по телефону с Порошенко и 16 раз с Яценюком.
Другое крупное западное агентство, Bloomberg, опубликовало информацию о пяти наихудших экономиках в «Индексе несчастья», включающем 63 страны. Как сообщает «Голос Америки», рейтинг учитывает два важнейших показателя – безработицу и рост инфляции. Согласно Индексу, в 2015 году Украина занимала вторую строчку, пропустив вперед Венесуэлу. По прогнозам на 2016 год, Украина ненамного улучшит позиции, откатившись на пятую строчку.
По словам украинского эксперта Бориса Кушнирука, инфляция гривны в 2015 году была вызвана в значительной мере критической ситуацией в Донбассе. На формирование и развитие экономики в совокупности давили несколько факторов: сокращение золотовалютного резерва, выплаты по внешним долгам, вооруженный конфликт на востоке, рост оплат за коммунальные услуги, проблемы у импортеров. «Каким бы ни был «несчастным» прогноз для Украины на 2016 год, инфляция, которая прогнозируется правительством, совершенно реалистична, а попытки правительства провести реформы могут создать позитивные предпосылки для инвесторов», – утверждает Кушнирук.
После отставки Абромавичуса раздался грозный рык Международного валютного фонда, который пообещал заморозить 40-миллиардную программу, если Киев не искоренит коррупцию и не ускорит реформы, сообщил канал EuroNews 10 февраля. По словам руководителя МВФ Кристин Лагард, в организации обеспокоены также «низкими темпами работы по уменьшению воздействия личных интересов на принятие политических решений на Украине». В переводе на простой язык это называется «давление олигархов на власть». Как подчерчивает европейский телеканал, отставка украинского министра «выявила глубокий раскол внутри правящей коалиции и задержку в проведении реформ».
Министр финансов Украины Наталья Яресько (кстати, ее считают одним из преемников Арсения Яценюка, хотя сама она категорически против) напомнила, что Киев рассчитывает получить в 2016 году от международных партнеров 8-10 млрд. долларов, в том числе более 5 млрд. от МВФ. Фонд выделил стране 17,5 млрд. долларов на проведение реформ, но третий транш в 1,7 млрд. в Киеве ждут с октября 2015 года.
Короче говоря, революція гідності 2014 года, увы, никак не изменила глубинной сущности украинской правящей элиты. Что при двух Леонидах, что при двух Викторах рано или поздно на поверхность всплывали такие «простые человеческие качества», как стяжательство, казнокрадство, откаты и распилы, олигархический лоббинг и т.д. Попытка придать старым добрым постсоветским «альтруистам» европейский лоск уже при Порошенко поначалу имела успех, но исключительно по геополитическим соображениям – не зря же агентство «Рейтер» отметило, что Запад пожертвовал отношениями с Россией ради помощи народу Украины.
Но как раз народ мало что почувствовал – да и что ему чувствовать, если действующие лица украинской «Комедии дель арте» практически не изменились, ушли только наиболее ненавистные фигуранты из ближайшего окружения Януковича. Триумфальное открытие «туристического сезона» в роскошном президентском особняке в Межигорье стало символом слома прежней системы, но это, как показали дальнейшие события, было лишь видимостью. На фоне потери Крыма и под грохот канонады в Донбассе народ не особо задумывался о привычных делах, но когда первый шок отошел, людям не оставалось ничего другого, как воскликнуть «Ба! Знакомые все лица!». Два года назад я сказал своим украинским друзьям и коллегам: «Не обольщайтесь! Никакая это не «народная революция», это олигархический переворот: один топ-менеджер был заменен другим»…
За эти два года как-то стерлось невыполненное обещание Петра Порошенко продать свой бизнес в случае избрания президентом. Как-то позабылся тот факт, что новый президент был министром при Януковиче, которого потом проклинал на чем свет стоит. Как-то не бросалось в глаза то, что Ринат Ахметов и другие олигархи умудрялись работать на два фронта в Донбассе. Всё это прощалось. Или нет? Возможно, украинский народ начал приходить в себя после сильного «наркоза», вколотого зимой 2014 года. К чему это приведет, сказать трудно. Время покажет…