26 февраля отмечается одна из самых трагических страниц кровопролитной карабахской войны. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года силы самообороны непризнанной Карабахской республики с трех сторон атаковали поселок Ходжалы, который находился к северо-востоку от Степанакерта. Взятие этого населенного пункта было продиктовано острейшей военной необходимостью, поскольку в Ходжалы находилась крупная группировка азербайджанских войск, и, кроме того, он представлял собой огневую точку, с которой Степанакерт подвергался жесточайшим артиллерийским обстрелам с декабря 1991 года. Это подтверждала и госсекретарь Азербайджана Лала Шовкет Гаджиева: «В течение ста дней мы обстреливали из различных орудий город Степанакерт, однако армяне не оставили родной земли…».
Таким образом, для армян Карабаха взятие Ходжалы было жизненно необходимо, и об этом прекрасно знали в Баку. Забегая вперед, замечу, что даже спустя почти четверть века на Апшеронском полуострове то и дело озвучиваются заявления, которые позволяют утверждать, что события ночи 26 февраля были частью крупного плана по смене власти в Баку. Что же тогда было? Армянская сторона за трое суток (!) до начала войсковой операции начала по громкоговорителям предупреждать жителей Ходжалы о предстоящем штурме. И сегодня в Азербайджане этого не отрицают!
Не далее как 19 февраля 2016 года военной прокурор республики Ханлар Велиев заявил, что тогдашний президент Аяз Муталибов «заранее знал о трагедии, которая может произойти в Ходжалы». «Власти Азербайджана в то время были в курсе готовящегося в Ходжалы геноцида. Для этого не надо было обладать специальной информацией… В то время население Ходжалы составляло примерно 7 тысяч. Когда произошли события, там не было столько людей. Чтобы понять причины произошедшего, не надо быть ученым. Безусловно, власти Азербайджана знали об этом, но ничего не предприняли для того, чтобы предотвратить. Даже после событий надо было хотя бы организовать эвакуацию людей оттуда», - цитирует военного прокурора азербайджанское агентство АПА.
Надо сказать, что Аяз Муталибов не остался в долгу и практически сразу ответил Велиеву. «То, что говорят про меня, не соответствует действительности. Мы все знали, что Ходжалы находится в тяжелом положении, а Шуша (город в Карабахе, еще одна огневая точка для обстрела Степанакерта, был взят армянами Карабаха 9 мая 1992 года – Э.В.) окружена. И мы предпринимали необходимые меры. Но мне не было известно о том, что произойдет такое чудовищное событие», - сказал экс-президент Азербайджана в интервью сайту haqqin.az, лояльному нынешнему президенту Алиеву.
О главном редакторе этого сайта я остановлюсь ниже, а пока напомню читателям другое высказывание Аяза Муталибова, сделанное им еще в апреле 1992 года в интервью «Независимой газете». «Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это всё было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента. Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить изобличающие их в фашистских действиях документы, - пишет «НГ» со ссылкой на экс-президента. - Если я заявлю, что это вина азербайджанской оппозиции, могут сказать, что я на них наговариваю. Но общий фон рассуждений таков, что коридор, по которому люди могли уйти, армянами все-таки был оставлен. Зачем же им тогда стрелять? Тем более на территории, близкой к Агдаму, где к тому времени было достаточно сил (азербайджанских), чтобы выйти и помочь людям».
Газета подчеркивает, что около ста убитых гражданских лиц из числа жителей Ходжалу были найдены в 11-12 км от самого села, на поле между армянским селом Нахичеваник, что на административной границе с Агдамским районом бывшей АзССР, и азербайджанскими позициями близ Агдама. Эта территория полностью контролировалась тогда отрядами специального назначения Народного фронта Азербайджана (НФА) – структуры, оппозиционной Муталибову.
Процитируем и бывшего мэра Ходжалы Эльмана Мамедова. «25 февраля в 20.30 поступило сообщение, что вражеские (армянские) танки и БМП занимают вокруг города боевые позиции. Об этом мы всем сообщили по рации… Я попросил прислать вертолеты, чтобы вывезти стариков, женщин и детей. Помощь так и не пришла...», - вспоминает Мамедов. (Ходжалы. Хроника геноцида. – изд. Азернешр, сост. Эльмира Ахундова, редакторы Сабир Рустамханлы, Чингиз Алиоглы, Фуад Фараджев – Баку 1993, с. 16).
Теперь вернемся к персоне главного редактора haqqin.az. Это небезызвестный Эйнулла Фатуллаев, когда-то возглавлявший оппозиционный сайт «Реальный Азербайджан» и сотрудничавший с главным редактором оппозиционного журнала «Монитор» Эльмаром Гусейновым, который был убит в марте 2005 года (разумеется, преступление до сих пор не раскрыто). Так вот, господин Фатуллаев провел несколько лет в тюрьме после того, как опубликовал скандальный (крамольный для Азербайджана) «Карабахский дневник». Сейчас сайт «Реальный Азербайджан» не находится поисковиками, и «Дневник», соответственно, тоже. Однако его фрагменты сохранились в армянском сегменте Интернета. Но есть кое-что и в азербайджанской части.
«Что касается гуманитарного коридора для ходжалинцев, то это утверждаю не я… Об этом утверждает часть беженцев, ныне проживающих в Нафталане... Я побывал в этом городке, где побеседовал с сотнями (повторяю, сотнями) беженцев, которые уверяли, что коридор был и живы они остались благодаря этому коридору. Об этом утвреждает и Аяз Муталибов, который был в тот период президентом Азербайджана. Ему, наверное, виднее, чем вам или «Мемориалу», поскольку он вел переговоры об открытии коридора...», - обращался тогда еще правдолюбец Эйнулла Фатуллаев к юзерам форума.
Другой «спасенный» фрагмент можно найти на сайте Sumgait.info: «…За несколько дней до наступления армяне непрерывно по громкоговорителям предупреждали население о планируемой операции, предлагали гражданскому населению покинуть поселок и выйти из окружения через гуманитарный коридор, вдоль реки Кар-Кар. По словам самих ходжалинцев, они воспользовались этим коридором, и, действительно, находящиеся за коридором армянские солдаты не открыли по ним огонь. Некоторые солдаты из батальонов НФА [Народный фронт Азербайджана] почему-то вывели часть ходжалинцев к селу Нахичеваник, который в тот период находился под контролем аскеранского батальона армян. А остальная часть была накрыта у подножья Агдамского района артиллерийским залпом».
«Коридор действительно был, иначе полностью окруженные и изолированные от внешнего мира ходжалинцы никак не смогли бы прорвать кольца и выйти из окружения. Но, преодолев местность за рекой Кар-Кар, вереница беженцев разделилась, и почему-то часть ходжалинцев направилась в сторону Нахичеваника. Похоже, что батальоны НФА стремились не к освобождению ходжалинцев, а к большей крови на пути к свержению А.Муталибова», - писал тогда возмутитель спокойствия Фатуллаев. Само собой, такие вещи не могли не разозлить руководство Азербайджана. По фиктивному иску беженцев из Ходжалы «вольнодумец» был привлечен к суду и приговорен к заключению. Досрочно выйдя из тюрьмы в 2011 году, Фатуллаев как-то внезапно изменил свою позицию и пошел на поклон к Ильхаму Алиеву (а может, это и была цена освобождения?). Теперь он предпочитает не вспоминать о «Карабахском дневнике».
Помимо всего прочего, в Азербайджане сегодня не могут дать четкого ответа на вопрос, сколько же все-таки людей стали жертвами «армянских зверств». Наиболее часто в Баку оперируют числом в 613 человек. Но расследование, проведенное азербайджанским парламентом, дало число в 485 человек. Московский центр «Мемориал», в свою очередь, сообщает, что в те дни 1992 года в Агдам было вывезено около 200 тел ходжалинцев. «В Агдаме была проведена государственная судебно-медицинская экспертиза 181 тела (130 мужского пола, 51 женского пола, в том числе 13 детей); из заключений экспертов следует, что причиной смерти 151 человека были пулевые ранения, 20 человек - осколочные ранения, 10 человек — удары тупым предметом. Кроме того, судмедэкспертиза ряда тел, доставленных из района Ходжалы, была произведена в Баку. Официальные должностные лица НКР сообщили наблюдателям «Мемориала», что «с их разрешения в Агдам было вывезено 120-130 трупов». 96 тел были похоронены в Агдаме, тела остальных увезли родственники», - сообщается в тексте.
Однако суть проблемы не в конкретных цифрах. Все эти 24 года Азербайджан прямо называет Армению (даже не Карабах, а Армению) виновником трагедии и расценивает события 26 февраля как геноцид. Хорошо, пусть так. Возникает резонный вопрос: почему Баку не подал иск в Международный суд в Гааге? Вспомним о Международном трибунале по бывшей Югославии. Вспомним о том, как в 2007 году Международный суд ООН признал геноцидом резню боснийских мусульман в Сребренице в 1995 году. Что мешало Азербайджану пойти тем же путем? Последние лет пятнадцать Государственный нефтяной фонд каспийской республики рос, как на дрожжах, превысив 60 млрд. долларов. На эти деньги можно было нанять лучших в мире адвокатов, подключить все ведущие СМИ, крупных политиков и прочих экспертов, чтобы «размазать» Армению. И что же? А ничего. Обвинения и только обвинения вкупе с пропагандистскими акциями.
Между тем, 17 февраля пришла совсем уж убойная новость из Баку. Руководитель отдела административного и военного законодательства аппарата Милли Меджлиса (парламента) Низами Сафаров заявил, что в «Гаагском суде нет органа, связанного именно с этим вопросом». Я приведу его высказывание полностью: «Там [в Гааге] действует международный трибунал по Югославии, который расследует случаи, произошедшие там в 90-х годах. Также функционирует трибунал по Руанде, Специальный трибунал по Ливану, который был создан для установления виновных в убийстве бывшего премьер-министра Ливана и международный уголовный суд, который расследует происшествия после 2000 года. К сожалению, нет правового органа, который мог бы расследовать Ходжалинский геноцид. Там есть судебный орган по расследованию смерти одного человека, но в связи с таким массовым геноцидом структуры нет. Это является результатом двойных стандартов».
Что характерно, Сафарова фактически опроверг депутат Гудрат Гасангулиев (один из соратников Гейдара Алиева, между прочим). По его словам, «в Гаагском суде уже давно был поднят вопрос о создании соответствующего органа для рассмотрения Ходжалинского геноцида». «Выходит, что мы опоздали. Например, мы должны ратифицировать в Гаагском суде устав о международных преступлениях. Если мы не ратифицируем его, тогда как можем обратиться по вопросу Ходжалы?» - посетовал депутат Милли Меджлиса.
Скажу честно: я не мог сдержать смеха, читая нелепое объяснение Низами Сафарова. Что значит «нет органа»? Как получилось, что Югославии, Руанде и Ливану «органы» появились, а по Азербайджану нет? Может, потому что эти страны всё же обратились в Гаагу? Еще раз повторю: денег у Азербайджана было и есть достаточно, чтобы раз и навсегда заставить Армению заплатить по счетам. Но всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Мои ереванские коллеги давно и уверенно говорят, что армянская сторона готова выступить на гипотетическом Трибунале по ходжалинской трагедии. Но для этого Азербайджан должен подать иск. Иск, которого нет и, видимо, не будет. Странная «принципиальность» азербайджанского руководства, сделавшего карабахский вопрос и особенно ходжалинскую трагедию краеугольным камнем внутренней и внешней политики, синонимом которой стала армянофобия…