Ничего удивительного, что сильнейшее обострение обстановки в Нагорном Карабахе вызвало нешуточные страсти в экспертном сообществе Армении. В данном материале я сознательно использую исключительно армянские источники, поскольку метаморфозы общественного мнения на моей Родине заслуживают большого внимания. Но для начала сообщу читателям, что из-за боевых действий был отменен саммит Евразийского экономического содружества в Ереване (может, провокация была затеяна еще и с этой целью?), а приехавшему в Армению в качестве «утешительного приза» Дмитрию Медведеву был оказан очень холодный прием.
Обзор начну с карабахского политолога Рачьи Арзуманяна. На своей странице в Facebook он выразил недовольство фактом приезда Медведева, автора «не приемлемого для армянской стороны решения, который он продавливал в 2009 году в Казани». Речь идет о настойчивом стремлении России ввести миротворцев в зону конфликта – и это в одинаковой степени не устраивает ни одну из сторон. Как раз после окончания горячей фазы обострения (5 апреля) пошли разговоры о готовности Армении на ввод миротворцев. «Сообщение, что данный пакет реанимируется, мягко говоря, сильно напрягло, так как в нем предусматривалось снятие подписи Арцаха, сдача территорий и ввод российских миротворческих сил», - пишет Арзуманян. «Первые две опции уже отметены армянской стороной, и в Ереване говорят о большой вероятности попыток реализовать третью опцию», - добавил эксперт.
Далее он приводит несколько аргументов, объясняющих невозможность ввода миротворцев и/или крайнюю нежелательность этого шага для Армении и Карабаха. «Намерение ввести российских или любых других миротворцев в зону арцахского конфликта в условиях накаленного армянского общества, где уже раздаются голоса о необходимости дать оценку поведению высшего военно-политического руководства, означает дестабилизацию армянской власти, вскипание резко-отрицательного отношения по отношению к России… – просто волна ненависти к России и российским войскам», - отмечает политолог. «Когда всё закончится, России в Армении уже не будет… Надо урезонить в Москве тех, кто подкидывает руководству данный сценарий. Выкиньте его», - резюмирует автор.
Надо прояснить еще одну вещь: фамилия Медведева четко ассоциируется в Армении с теми самыми злополучными контрактами на поставку вооружений Азербайджану, ведь они были подписаны в 2011 году! Поэтому сказать, что Медведеву сейчас в Ереване были не рады, – не сказать ничего. Другая сторона армянского недовольства – абсолютно не соответствующее статусу союзника поведение Беларуси и Казахстана. К слову, после начала боев Лукашенко позвонил не в Ереван, а в Баку.
Даже мой армянский коллега Тигран Кочарян, лояльный к России, стал скептически относиться к ее политике. «…Армянское общество интересует беззубое поведение ОДКБ как сейчас, так и во время других провокаций Азербайджана против Армении, а также совершенно несоюзническое поведение стран (Беларусь, Казахстан), с которыми Армения состоит в различных военно-политических и экономических союзах», - сказал эксперт по информационной безопасности в интервью «Новости – Армения».
Однако «фокусы» не закончились даже с приездом Медведева. Во-первых, по настоянию президента Казахстана Назарбаева, «союзника» Армении по ОДКБ и ЕАЭС, саммит в армянской столице был отменен. Во-вторых, было предложено провести его через несколько месяцев в Москве. И вот тут на авансцену неожиданно вышел премьер-министр Армении Овик Абрамян. Не любимый в народе и не харизматичный политик, которого называют «Мышь» («Мук»), неожиданно жестко ответил коллеге Медведеву, отказавшись переносить саммит. «Становится понятно, что Армения более не собирается быть односторонним союзником, и все свои шаги будет согласовывать со своей внешней повесткой и с учетом собственных интересов», - отмечает Кочарян.
Еще одна, мягко говоря, неприятность заключается в том, что даже после обстрелов со стороны Азербайджана с применением российских вооружений Москва не только не выразила сожаления, но и заявила (устами Рогозина), что продажи Азербайджану продолжатся. «России надо определиться по поводу продажи оружия Азербайджану и дать окончательный ответ: либо мы союзники, либо каждый будет делать, что хочет», - сказал в другом интервью Тигран Кочарян.
«Союзнические отношения должны быть полноценными, и подобных фактов (продажи оружия) не должно быть. Или запах азербайджанской нефти и нефтедолларов напрочь забил мысли российских политиков?» - задается вопросом эксперт. Он призывает Москву дать четкий ответ, будет ли она дальше поставлять оружие, которое будет убивать армян, или она готова дать гарантии, что оно не выстрелит в армян. К слову, вооружения, которые Россия обещала поставить Армении на 200 млн. долларов (в кредит), до сих пор не поступили. И этот факт только укрепляет скепсис тех, кто критикует Москву.
Не менее жесткий комментарий дает руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, политолог Сергей Минасян. «Формат российско-армянского сотрудничества последних лет основан на принципах безопасности, и если Россия делает шаги, которые создают проблемы для безопасности Армении, то рано или поздно встанет вопрос о целесообразности взаимоотношений с РФ в сфере безопасности», - сказал он в интервью «Новости – Армения». Комментируя слова Рогозина, Минасян выразил уверенность в том, что «рано или поздно это приведет к чему-то такому, в результате чего Россия потеряет и Армению, и Азербайджан».
Наконец, дадим слово президенту Армении Сержу Саргсяну, который сразу после завершения эскалации отбыл с ранее запланированным официальным визитом в Берлин, где он встретился с канцлером Ангелой Меркель, президентом Йоахимом Гауком, спикером Бундестага Норбертом Ламмером и министром иностранных дел и действующим председателем ОБСЕ Франком-Вальтером Штайнмайером.
В германской столице армянский лидер дал интервью Deutsche Welle, где, в частности, сказал одну примечательную вещь. Он опроверг утверждения о том, будто называл Россию покровителем Армении. «Я никогда не говорил, что Россия – наш покровитель, что вообще какая-нибудь страна была или может быть нашим покровителем. И Россия никогда не играла для Армении такую роль, как Турция для Азербайджана», - заметил Саргсян. Обратите внимание на последнюю мысль президента – он дает понять, что не считает Армению «форпостом» и что России не следует рассчитывать на возможность говорить с Арменией покровительственным тоном. Правда, такие слова должны были прозвучать лет пять назад, но лучше поздно, чем никогда. Впрочем, разговоры о возможном вводе непрошеных миротворцев указывают на то, что Ереван всё еще недостаточно жестко стоит на своем.
В заключение несколько невеселых мыслей на заданную тему. Когда Армения приняла решение вступить в Таможенный союз, звучали мнения о том, что Путину был нужен противовес непомерно строптивому Лукашенко и Назарбаеву. Вот «противовес» появился, но оказалось, что Россия не шибко далеко ушла от Беларуси и Казахстана, и все они де-факто отвернулись от Армении. Как-то один мой армянский коллега сказал, что между ЕС и ТС Армения выбрала ОДКБ. Но теперь мы видим, что ОДКБ тоже самоустранилась – ведь Азербайджан обстреливал не только Карабах, но и суверенную территорию Армении, однако «союзники» и бровью не повели.
Между прочим, даже Туркмения, формально нейтральное государство и родственная Азербайджану и Казахстану тюркская страна, опровергла утверждения Баку о якобы поддержке апшеронского режима в конфликте с Арменией. То есть нейтральная страна оказывается порядочнее и принципиальнее, чем «союзники» по двум (двум!) организациям.
Я возьму на себя смелость утверждать, что двойственное поведение «партнеров» Армении может если не окончательно похоронить ОДКБ и ЕАЭС, то уж точно поставить под сомнение целесообразность нахождения там Еревана. С Беларусью и Казахстаном давно всё ясно, но даже мои убежденно пророссийские друзья и коллеги в Армении пребывают в шоковом состоянии – по их словам, за последние три года это самый колоссальный удар по позициям России, который нанесла сама же Россия! Это и продажа оружия Азербайджану, и отвратительное поведение российских чиновников и военных после убийства семьи Аветисян в Гюмри (предположительно) российским военнослужащим, и совершенно идиотское параноидальное освещение «русофобского майдана» (а на деле – социального протеста) в Ереване.
Назвать это разочарованием – не сказать ничего. Это прострация вкупе с гневом. К тому же в Армении вряд ли забудут, как весной 1994 года именно под сильнейшим давлением было остановлено наступление карабахских войск, которые находились уже в долине Куры, и до разгрома азербайджанских войск оставалось совсем немного (речь не о взятии Баку, отнюдь). И вот сейчас, спустя 22 года, Россия, по сути, повторяет то же самое – как пишут армянские источники, из Москвы шли настойчивые звонки, и в итоге она продавила встречу начальников Генштабов Армении и Азербайджана. Никакой коварный Госдеп, никакой Майдан с либералами и «пятой колонной» не способен ТАК подорвать позиции России в Армении, как сама Россия.