«Панама-гейт» или «Оффшор-гейт» с участием Петра Порошенко активно обсуждался в голландской прессе, и это стало «именно тем фактором, который и добавил добрый десяток процентов голосов» против Ассоциации с Украиной. «Мы, безусловно, абсолютно разделяем отвращение голландцев к такой язве Украины, как коррупция, и хотим лишь обратить внимание на тот факт, что многие украинские коррупционеры «оптимизируют» свои налоги как раз в чрезвычайно привлекательной и удобной налоговой юрисдикции Нидерландов…», - не без сарказма пишет киевская газета «Зеркало недели».
Издание ссылается на итоги опроса, проведенного в «мятежной» Голландии перед референдумом. Вот аргументы противников Ассоциации с Украиной (допускался множественный выбор):
59% — Я не верю Украине, в частности, потому что там слишком много коррупции
34% — Соглашение станет первым шагом к членству Украины в ЕС
31% — Я не разделяю европейских ценностей
30% — Соглашение невыгодно экономике Нидерландов
26% — Соглашение навредит отношениям Нидерландов и России
23% — Я — противник Евросоюза
19% — Из-за катастрофы рейса МН17
13% — Соглашение навредит отношениям Украины и России
4% — Потому что политическая партия, за которую я голосую, не поддерживает Соглашение.
А вот десять аргументов сторонников Ассоциации:
49% — Соглашение облегчит торговлю между Украиной и Нидерландами;
41% — это выгодно для экономики Нидерландов;
33% — Украина станет сильнее в противостоянии с Россией;
30% — Соглашение выгодно для экономики Украины;
30% — Украина станет ближе к европейским ценностям;
24% — Ассоциация с ЕС поможет бороться с коррупцией в Украине;
18% — Евросоюз станет сильнее в противодействии России;
17% — Потому что этот документ уже одобрен ЕС и странами — членами Евросоюза;
12% — Потому что политическая партия, за которую я голосую, поддерживает Соглашение;
3% — Из-за катастрофы рейса МН17.
Удивительно, как один и тот же фактор – гибель малайзийского «Боинга» над Донбассом 17 июля 2014 года – стал одновременно доводом «за» и «против». «Украинцам это весьма сложно понять, но крушение малайзийского «Боинга» и гибель 193 подданных Королевства Нидерланды в результате выстрела российского «Бука» стало существенной причиной для многих голландцев сказать страдающей от российской агрессии Украине не «да», а «нет». Почему? «Потому что вы не закрыли свое небо», - пишет «Зеркало недели».
Издание, между тем, сообщает, что референдум в Нидерландах был прохладно воспринят в Брюсселе, Берлине и Вашингтоне (кто бы сомневался). Так, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер «сожалеет по поводу результатов референдума». «Определенные сложности, возникшие из-за нидерландского референдума, будут преодолены, - сказала, в свою очередь, канцлер Германии Ангела Меркель. – Нидерландская сторона найдет решение, и необходимо этого дождаться. Решение будет выработано вместе с институтами ЕС».
Я абсолютно уверен, что голландский референдум не станет непреодолимым препятствием для вступления Ассоциации в силу – слишком много на кон поставлено. Но осадок, как говорится, остался. После плебисцита «европейцы не должны полагаться на то, что все будет в порядке», заявил председатель Европарламента Мартин Шульц в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung. «ЕС движется по нисходящей траектории уже некоторое время», - добавил он и предупредил о возможности распада ЕС, если Великобритания выйдет из его состава («Европейская правда»).
А теперь вернемся к теме отставки премьера Украины Арсения Яценюка. Он объявил об этом почему-то в воскресенье 10 апреля. «Парламентская фракция Блока Петра Порошенко выдвинула на пост главы правительства Владимира Гройсмана (ныне спикер Верховной Рады). Сделав все для стабильности и преемственности курса, заявляю о решении передать обязанности руководителя правительства Украины», - заявил Яценюк.
«С сегодняшнего дня вижу свои задачи шире, чем полномочия главы правительства: новое избирательное законодательство, конституционная реформа, судебная реформа, коалиционный контроль за курсом нового правительства, международная поддержка Украины и ее членство в ЕС и НАТО – часть моей программы, - сообщил Яценюк. – Мы избавились номенклатурного неравенства, сохранили украинскую экономику от дефолта, начали масштабные структурные изменения и сделали все для необратимости европейского выбора. Несмотря на войну, создали условия для экономического восстановления». Он уточнил, что «Народный фронт» (в основном состоит из перебежчиков от Юлии Тимошенко) остается в правящей коалиции.
В Киеве закипела работа. Обсуждаются две кандидатуры на пост премьера: кроме Гройсмана, это министр финансов Наталья Яресько. Составляется список будущих министров (большинство, однако, сохранит свои посты). В общем, пока настрой правящей элиты благостный. Надо подождать и посмотреть, повторится ли старый синдром (отставка – разборки – распад коалиции – досрочные выборы и потом всё заново) или же нынешняя власть (а также ее внешние правители) сумеет консолидироваться. А пока замечу другое: как-то очень удобно совпали три знаковых события. Панамский скандал с упоминанием Порошенко, референдум в Голландии и отставка Яценюка. Кто кого «перекрыл» или оттенил? Хороший вопрос, и не только для политтехнологов.