Linkuri accesibilitate

Политику никто не пишет. Эхо 2013 года


Политическая жизнь Молдовы на этой неделе была взбудоражена сообщением, которое поместил на своей странице в Facebook (через доверенных лиц) бывший премьер Молдовы, ныне узник печально известной «тюрьмы № 13» Влад Филат. Он рассказал о том, что приговор по его делу фактически уже составлен и будет оглашен в конце июня. Причем это решение уже «нашептали» судьям и прокурорам. Филат считает, что его приговорят к 16-18 годам заключения. Но лично для меня гораздо важнее озарение, которое вроде бы нашло на бывшего премьер-министра.

Пойдем по ходу повествования. Филат напомнил, что после рейдерских атак 2011 года он требовал отстранения главы Национальной комиссии по финансовым рынкам, Национального банка и генеральной прокуратуры, но чиновники остались на своих местах. «Вследствие этого был украден миллиард, а учреждения оказались под полным контролем», - пишет подследственный. Он также напомнил, что после трагедии на «царской охоте» требовал отставки генпрокурора, но был отставлен сам. «Именно тогда и было определено наказание для меня», - добавил он.

После парламентских выборов 2014 года, продолжает Филат, от него требовали отказаться от функции премьер-министра, и ему предстоял выбор – либо правительство меньшинства, либо премьер от ДПМ. И когда после отставки Кирилла Габурича Демократическая партия стала вновь жестко настаивать на получении функции премьера, на Филата началась открытая атака – через аресты родственников. А затем, после требования Филата об отставке генпрокурора и председателя НБМ и о расследовании кражи миллиарда, последовал арест.

Здесь я вынужден отступить от текста обращения и напомнить уважаемым читателям, что еще в мае 2015 года информированные источники сообщили мне о жестком разговоре между Филатом и Плахотнюком. Последний в ультимативной форме требовал от экс-премьера уйти из публичной политики, а еще лучше – покинуть Молдову. В противном случае «кукловод» грозился бросить Филата за решетку. Так и вышло.

Вернемся к тексту. Филат называет Плахотнюка заказчиком этого уголовного дела, т.к. Демократической партии нужен козел отпущения по делу о миллиарде. «Мотив старый – я посмел бороться с ним и с его дьявольской системой», - пишет узник. Он сожалеет о том состоянии, в котором оказалась Молдова, и признает свою долю ответственности.

А дальше – самое интересное. Сознаваясь в проявленной три года назад трусости, Филат объясняет это очень сильным давлением. «Тогда меня обвиняли в том, что я разрушаю Альянс и привожу коммунистов к власти. Друзья из Брюсселя и Бухареста попросили меня уступить. И я уступил. В результате мы имеем полностью захваченное государство и диктатуру», - пишет Филат.

И вот на этом я хочу остановиться особо. Действительно, в разгар политического кризиса после «царской охоты» у Влада Филата был большой кредит доверия. У него была отличная возможность нанести поражение Плахотнюку, который тогда еще не был всесильным, как сейчас. Но он, Филат, действительно проявил трусость и непоследовательность. Как мы помним, сразу после выхода ЛДПМ из Альянса Плахотнюк обнародовал телефонные разговоры Филата с начальником налоговой инспекции и устроил маски-шоу в здании правительства. И что? Это политика, а не институт благородных девиц. Разве народ устроил революцию, услышав перехват незаконных приказов Филата? Тут Молдова, а не Швейцария, всё это давно в порядке вещей, но стоило Плахотнюку погрозить пальчиком, как лидер либеральных демократов тут же отступил.

Однако это лишь половина проблемы. Вторая половина – это окружение Филата и его европейские «друзья». Помнится, в феврале 2013 года один советник тогда еще премьера убеждал меня, что торопиться не нужно и что «Филат скоро нанесет один, но решительный удар». Прошло больше трех лет, а я всё жду этого удара. Между прочим, этот советник успел побывать министром обороны Молдовы, а сейчас, говорят, претендует на пост – кого бы вы думали? – председателя Либерально-демократической партии. Ловко, нечего сказать. Другой такой советник в мае 2013 года, буквально перед появлением правительства Лянкэ, уверял меня, что «мы взяли на себя все риски». Интересно бы поговорить сейчас с этим советником, мысленно передавая Филату привет в тюрьму. И таких «советников» у него было – пруд пруди. Насоветовали ему на много лет вперед.

Ничем не лучше посланцы Брюсселя. Помнится, коллеги рассказывали, как Штефан Фюле лично звонил Филату и требовал (а не «просил», как куртуазно выразился узник) отказаться от переговоров с Партией коммунистов, грозя в противном случае перекрыть финансирование Молдовы. Филат отказался от переговоров. И где он сейчас? А где Фюле? Вспоминает ли о «друге» Владе, который спас Молдову от коммунистов? А где сейчас Баррозу? Кстати, он недавно был в Кишиневе в качестве свадебного генерала на одном PR-мероприятии Плахотнюка. Возникло ли у сеньора Жозе Мануэла желание навестить в тюрьме человека, который почти четыре года был лучшим другом Брюсселя?

Давайте скажем прямо: весной 2013 года европейские эмиссары заботились о своей карьере, ибо всё это происходило за полгода до саммита в Вильнюсе, который воспринимался как экзамен не только для стран-членов «Восточного партнерства», но и для профильных европейских комиссаров, да и вообще брюссельской бюрократии. Во имя сохранения «истории успеха» европейцы закрыли глаза на нескрываемое усиление Плахотнюка, на сомнительные сделки по приватизации Banca de Economii и аэропорта, а потом деланно возмущались кражей миллиарда. Безнаказанность порождает новые преступления – это жизненная аксиома. И если Кишиневу простили «игры» с банками в 2013 году, почему бы ему не поиграть с ними позже, да по-крупному?

В конце концов, ведь Филата обвиняют в хищении 250 млн. долларов из пресловутого миллиарда. Допустим, это доказанный факт. Но куда делись остальные 750 млн., кто их украл – и кто этих людей ищет? Пока в Молдове продолжается «процесс века» вследствие «кражи века», власть втихую перекладывает ответственность за возвращение украденных денег на плечи народа – на многие годы вперед. Поделом ему, этому народу – раз молча проглотил неслыханное преступление, проглотит и следующее. Даже не знаешь, кого больше «благодарить» за это счастье – Плахотнюка, Филата или европейцев.

XS
SM
MD
LG