Последние недели выдались в Молдове не по-летнему бурными. Всего за несколько дней произошел ряд событий, которые складываются в одну цепочку, имеют схожие причины и почти наверняка в конечном итоге сойдутся в одной точке.
18 июня прошли выборы нового председателя Либерально-демократической партии – им стал военный эксперт, журналист и бывший министр обороны Виорел Чиботару. На следующий день политический труп под названием «Равноправие» внезапно получил нового председателя – Илана Шора. Мэр Оргеева и раньше имел деловые отношения с этим формированием, и этой новости надо было ожидать раньше. А потом…
Сначала, однако, я пройдусь по ЛДПМ. Скажу откровенно: господина Чиботару я знаю достаточно давно и уважаю его компетентность в указанных профессиях, но абсолютно убежден, что он не спасет «зеленых». Во-первых, я не устаю повторять, что в Молдове партии строятся не по доктринальному, а по личностному признаку. Либерально-демократическая партия создавалась когда-то Владом Филатом «для себя любимого», в пику Дьякову, для борьбы с Ворониным и, говорят, не без поддержки клана Лучинских.
Во-вторых, имидж ЛДПМ навеки очернен скандальными выборами 2014 года, преступным сговором Филата с Плахотнюком, участием в правительствах Габурича и Стрельца – наконец, в связи с делом о миллиарде. Сегодня рейтинг ЛДПМ находится в пределах статистической погрешности, и поднять его под силу разве что политику уровня Меркель. Посему я уверен, что максимумом достижений Виорела Чиботару будет нахождение общего кандидата от правых сил на предстоящих 30 октября всенародных выборах президента.
И поскольку до следующих парламентских выборов еще достаточно далеко, ЛДПМ благополучно умрет, повторит судьбу ХДНП, Альянса «Наша Молдова», Партии демократических сил и т.д. Но если случится чудо, Филат выйдет из тюрьмы в обозримом будущем и возглавит самоотверженную борьбу с Плахотнюком, тогда он, может быть, спасет свое детище. Собственно, выборы нового председателя ЛДПМ были безальтернативными именно потому, что никто больше не захотел становиться «официальным» могильщиком когда-то самой влиятельной партии, которая была на короткой ноге с европейскими боссами.
По поводу «Равноправия» еще меньше иллюзий. Во-первых, особых электоральных шансов у нее нет, т.к. Илану Шору не хватит денег, чтобы превратить всю Молдову в один большой Оргеев, где его носят на руках. Во-вторых, указанное движение – еще один образчик «для себя», когда партию, как вещь на блошином рынке, можно «толкнуть» по сходной цене.
«Социал-региональная доктрина», которую пытается (пытался) представить и реализовать Шор, - несуществующая материя. Нет такой доктрины, чтобы он ни пытался нам объяснить. И непонятно, какую программу предложил бы новоиспеченный лидер «Равноправие», если бы 30 октября планировалось провести не президентские, а парламентские выборы. Впрочем, всем понятно, что избрание Шора лидером движения было нацелено именно на 30 октября – раздробить левый фланг и выступить спойлером против Игоря Додона. Но…
22 июня был оглашен приговор Владу Филату – 9 лет тюрьмы. Прокуратура, требовавшая 19 лет, заявила о намерении обжаловать это решение. Адвокат, естественно, продолжает считать экс-премьера невиновным. Однако приговор Филату был оттенен оглушительной новостью – Илан Шор, вызванный в качестве свидетеля на допрос по делу о коррупции, арестован в Национальном антикоррупционном центре по подозрению в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег в особо крупных размерах.
Многие, в том числе ваш покорный слуга, засомневались в искренности данного ведомства – хотя бы потому, что в октябре прошлого года Шора уже вызывали туда на допрос и отпускали с миром. Мол, «он сотрудничает со следствием, не надо арестовывать». Действительно. К тому же это в манере Плахотнюка – перебивать грандиозную новость еще более грандиозной новостью.
Но тут такой поворот. Подозрения в постановочном характере окончательно улетучились 24 июня, когда суд удовлетворил ходатайство прокурора и выдал санкцию на 30-дневное заключение Шора под стражу. Как говорится, вечер перестал быть томным. Удивительно ведь – Шор воспринимался как человек, играющий в одну игру с Плахотнюком. Именно мэр Оргеева «слил» прокуратуре бесценную информацию на Филата; он же, говорят, снабдил общественность порно-видео с участием Филата – вроде как это происходило в гостевом доме Шора, который посещали многие политики.
Представить это просто как жертву очередной фигуры гроссмейстером Плахотнюком не совсем получается – хотя бы по той причине, что Шор обладает массой информации и на самого кукловода. Очевидно, это служило молодому мэру гарантией неприкосновенности. С другой стороны, есть неподтвержденные сведения о связи Шора с российскими криминальными группировками. Во всяком случае, некоторые информированные люди говорили мне, что в Молдове «крутятся» отнюдь не деньги Шора.
Тоже ведь определенная гарантия? Оказывается, нет. И в последние дни я начал получать от разных людей информацию схожего содержания: арест Шора не направлен против самого Шора, это часть (точнее, начало) некоей большой кампании по выявлению и наказанию лиц, причастных к краже миллиарда. За этим, судя по всему, стоят американцы. Как я уже писал, Вашингтон потребовал от Плахотнюка реальных реформ и прекращения геополитических игрищ. Поскольку Вашингтон не Москва – «кидалово» американцев может выйти боком, кукловод решил санкционировать кампанию.
По другим сведениям, этот процесс запущен без согласия Плахотнюка и даже вопреки его желанию. Поговаривают, что Виорел Кетрару, который хочет уйти с должности председателя Центра по борьбе с коррупцией и уехать на аналогичную работу в международную организацию, получил от вашингтонского обкома «вступительный тест» - начать тот самый процесс. В пользу этой версии говорит хотя бы то обстоятельство, что Шор сам по себе опасен для Плахотнюка, а загнанный в угол Шор, готовый заговорить, опасен вдвойне. «Плахотнюк эту ситуацию не контролирует, - говорят мне коллеги. – Так что Шор будет сидеть».
Есть информация и о том, что Шора предупредили о готовящемся аресте, и он решил «внезапно» возглавить «Равноправие», чтобы его задержание выглядело как политическая репрессия. Если это действительно так, арест оказывается реальным делом больших людей, раз уж прокуроры не побоялись взять под стражу мэра и лидера движения. Другой поворот: есть сведения, что готовится второй доклад Kroll по краже миллиарда, и там едва ли не главным фигурантом указан Илан Шор. Молдавская власть в данном случае решила просто опередить события.
Еще один важный фактор – внезапно заговорили другие фигуранты. Всего через несколько дней после ареста Шора на авансцену вышел бывший заместитель начальника Департамента по борьбе с отмыванием денег ЦБК Михаил Гофман. Я не буду пересказывать его выступление в передаче «Интерпол» на канале TV7 – подробности можно найти здесь, здесь и здесь. Только один факт: Гофман заявил, что «координатором» кражи миллиарда является человек из окружения Плахотнюка. То есть координатор из команды «исполнительного координатора совета правящего альянса».
Не успела общественность разинуть рты от нахлынувшей информации, как последовал второй «выстрел». Сразу после эфира с Гофманом свой пост в Facebook написал бывший руководитель управления по борьбе с отмыванием денег и мониторингу транзакций Banca Sociala Сергей Сагайдак. Он в целом подтвердил информацию Гофмана, но затем рассказал о странных смертях людей, так или иначе связанных с «кражей века», - подробности здесь. Сагайдак тоже выступил в эфире TV7 (по «Скайпу» из Лондона) и назвал имя того самого «координатора» кражи – это Сергей Яралов, человек из ближайшего окружения Плахотнюка. Правда, Сагайдак назвал Яралова не координатором, а «всего лишь» автором идеи. Что ж, всё логично – автор идеи есть, а режиссера мы с вами хорошо знаем.
Такие дела, сказал бы Курт Воннегут. Даже добавить нечего – остается только надеяться на то, что это начало конца сами знаете кого…