Linkuri accesibilitate

Дональд Трамп. Начало. Часть 1


Осталось двое суток до момента вступления в должность 45-го президента Соединенных Штатов Америки. За всю новейшую историю страны не было случая, чтобы избранный глава государства буквально со дня победы на выборах подвергался такому колоссальному остракизму. Трамп еще не президент, но говорят и пишут о нем столько, будто он как минимум завершает первый президентский срок.

Чем объясняется столь неслыханный ажиотаж? После 8 ноября мировая пресса переполнена публикациями экспертов и политиков о феномене Трампа. Прочитать весь поток информации нереально, поэтому я постарался отобрать и систематизировать хотя бы то, что успел перехватить и изучить. Имеющиеся материалы можно условно разделить на три потока: анализ команды и программы нового президента, комментарии и прогнозы в западной прессе, ожидания в российском экспертном сообществе.

Чтобы лучше понять, кто составит костяк администрации Трампа и что она планирует делать, надо уяснить, кто же проголосовал за эксцентричного бизнесмена. В связи с этим в политическом лексиконе прочно укоренилось понятие «альтернативные правые». Например, «Лента» пишет, что за Трампа проголосовал «ржавый пояс» - бывшее индустриальное сердце Северо-востока Америки. Местных избирателей миллиардер покорил обещанием открыть рабочие места (и они откроются – об этом ниже). А еще Трампа поддержал «библейский пояс» Юго-востока, т.е. ревностные христиане, уставшие от разгула «толерантности», принявшей при демократах небывалый размах. Кроме того, бизнесу и особенно промышленному лобби понравилось намерение Трампа выйти из Транстихоокеанского партнерства – хотя, строго говоря, это соглашение еще не ратифицировано и вряд ли будет поддержано теперь, когда Конгресс плотно контролируют республиканцы.

Трамп еще не пришел в Белый дом, а его «заветы» уже исполняются. Так, автомобильный гигантский «Форд» заявил об отказе от постройки завода в Мексике за 1,6 млрд. долларов. Взамен он вложит 700 млн. в завод по сборке машин в Мичигане, сообщает телеканал Fox News. Что интересно, проведенный опрос общественного мнения показал поддержку кадровой политики Трампа, точнее, одобрение генералов, которые после 20 января займут высокие кресла. Это советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн, глава Пентагона Джеймс «Бешеный пёс» Мэттис и министр национальной безопасности Джон Келли.

Как пишет Московский центр Карнеги, 53% избирателей (при этом 82% республиканцев) приветствуют назначение военных на высокие посты в государстве, и лишь 23% говорят обратное. По мнению автора публикации, Трамп доверяет военным, потому что для них лояльность не пустое слово, а еще потому, что они умеют выполнять приказы. «Кого нет в кабинете Трампа, так это экспертов из научных и аналитических центров, которых было немало в администрации Обамы. Дельцы и вояки вместо гарвардских умников – вот стиль нового президента», - говорится в статье.

Конечно, нас больше всего интересует фигура будущего государственного секретаря. Рекс Тиллерсон – случай особый. Во-первых, он не человек Системы, но получил поддержку таких тяжеловесов Республиканской партии, как Кондолиза Райс (советник по национальной безопасности и госсекретарь при Буше-младшем), Джеймс Бейкер (госсекретарь при Буше-старшем) и Роберт Гейтс (министр обороны при Буше-младшем и Обаме). Во-вторых, он крупный нефтяной лоббист (ExxonMobil – это вам не сеть супермаркетов) с 40-летним опытом работы в отрасли и связями на самых верхах в десятках стран мира. В-третьих, и это, как мы понимаем, далеко не последнее по значимости, Тиллерсон знает и понимает Россию! Это можно считать «пророссийскостью», а можно более хладнокровно расценивать как прагматичный подход к непростому партнеру в лице Путина.

Но в Конгрессе сидят тёртые калачи, поэтому господину Тиллерсону были устроены девятичасовые (!!!) слушания. Сразу выделю главное: мистер Рекс отвечал ТО, что хотели от него услышать оппозиционно настроенные конгрессмены, но ТАК, как, по идее, должна будет выстраиваться внешняя политика нового госсекретаря. Он выделил три главных вызова для США: Китай, ИГИЛ и Россия. Остановимся на России: по словам, Тиллерсона «представляет опасность, но предсказуема». «Там, где наши взгляды кардинально различаются, мы должны быть стойкими. Россия должна знать, что мы будем нести ответственность перед нашими союзниками, а сама Россия должна быть привлечена к ответственности за свои действия», - цитирует Тиллерсона журнал Forbes. И, несмотря на вал критики со стороны наиболее жестких противников России (Бен Кардин, Роберт Менендес, Джон Маккейн, Марко Рубио), кандидатура «нефтяного» госсекретаря была утверждена.

На днях стало известно, что Дональд Трамп может назначить послом в России не кого-нибудь, а советника самого Генри Киссинджера – Томаса Грэма. В интервью «Голос Америки» господин Грэм не подтвердил эту информацию, но редакция привела массу информации, которая косвенно говорит о возможности такого назначения. В частности, он работал в посольстве в Москве, был помощником Буша-младшего по России.

«Я думаю, в данном случае я могу говорить от лица доктора Киссинджера, – сказал Грэм «Голосу Америки». – Он хотел бы видеть улучшение американо-российских отношений, и в течение многих лет работал над этим, начиная с того момента, когда Владимир Путин стал президентом РФ. В течение последних нескольких лет, когда двусторонние отношения резко ухудшились, он пытался добиться нормализации отношений, установления каналов связи и диалога для обсуждения того, как каждая из сторон видит свои национальные интересы, проблемы, стоящие перед миром, и вызовы, с которыми наши страны сталкиваются».

С внешнеполитической командой и программой Трампа в целом всё ясно. Но это его видение и его планы. Другое дело – как на это смотрят эксперты и журналисты по обе стороны Атлантики…

Продолжение следует

XS
SM
MD
LG