18 февраля президент России Владимир Путин подписал Указ о признании личных документов и автомобильных регистрационных номеров, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». В пункте 1-а уточняется, что признаются действительными документы, выданные органами, «фактически действующими» на не контролируемых Киевом территориях. Пункт 1-б поясняет, что гражданам с такими документами гарантирован свободный безвизовый въезд в Россию.
Но самое важное в другом: данная привилегия устанавливается временно, «на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений». Как говорится, с этого места подробней. Сразу напомню, что в Минских соглашениях, которым недавно исполнилось два года, вы не найдете ни одного пункта, обязывающего к чему-то Россию.
Зато есть пункт, неприятный для Украины: принятие конституционного закона, придающего статус автономии Донбассу и создающего условия для проведения там свободных местных выборов. Излишне напоминать, что закон потерялся в коридорах Верховной Рады, несмотря на давление со стороны Запада, требующего от Порошенко договориться с парламентом по этому вопросу. В Минских соглашениях есть и пункт, не устраивающий Донбасс и объективно – Россию: возвращение под контроль Киева участка российско-украинской границы, находящегося де-факто в юрисдикции непризнанных республик Донбасса.
Так получилось, что Киев требует сначала вернуть границу, а Донецк и Луганск – сначала принять закон. Запад при этом давит на украинские власти и Россию, чтобы та повлияла на мятежный Донбасс. Россия в ответ снова напоминает, что она ничего никому не должна. Но так продолжалось до последнего времени, пока в Вашингтоне не сменилась власть. Сегодня, наверное, даже школьники поняли, что команда Трампа гораздо меньше заботится об Украине, чем было при Обаме. Главные лоббисты Киева – Байден и Нуланд – ушли со своих должностей. Новая администрация пока не может стабилизироваться и понять, что она вообще намерена делать, с кем кооперироваться в украинском вопросе и как разговаривать с Россией. Во всяком случае, Вашингтон пока не в состоянии продвинуться дальше декларативных призывов к Москве и Киеву.
В такой ситуации было бы странно, если бы Путин поступил иначе. Хитрая формулировка указа «на период до политического урегулирования» выдает старую добрую уловку российской дипломатии, многократно «обкатанную» на Молдове. Многие совместные заявления президентов РМ и лидеров Приднестровья (например, от 5 июля 1995 года и 18 марта 2009 года) не просто уравнивали Кишинев и Тирасполь в переговорном процессе, но ставили проблему смены миротворческой операции в прямую зависимость от результатов политического урегулирования. Вот пункт 4 Соглашения от 18.03.2009: «Стороны отмечают стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе и исходят из целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования».
В Донбассе до миротворческой операции явно далеко, так что в качестве конъюнктурного неотъемлемого условия выбрана реализация Минских соглашений. Пока они будут (не) соблюдаться, «временное» признание документов ДНР и ЛНР не прекратится. Само собой, российское руководство отрицает какую-либо смену официальной позиции в части признания Донбасса суверенной территорией Украины. Главный мотив – гуманитарная ситуация, близкая к катастрофе из-за блокады со стороны Киева.
Скорее всего, расчет Москвы в дальнейшем будет таким: сначала американцы стабилизируют собственную команду, определят приоритеты, назначат кураторов внешнеполитических направлений, затем обозначат повестку дня переговоров с Россией по украинскому вопросу и выйдут с конкретными предложениями или рассмотрят предложения Москвы. И поскольку команда Трампа – это геополитические «интроверты», не исключено, что полноценный подход США к украинским делам появится через месяцы, если не через годы. И это лишь во-первых.
Во-вторых, лишенный надёжных лоббистов Киев может наделать ошибок, которые станут подарками для России. И, в-третьих, социально-экономическая и политическая обстановка в Украине, как рассказывают мои коллеги оттуда, оставляет желать лучшего. Некоторые вообще говорят, что «Порошенко уже переплюнул Януковича» - в смысле, ухудшил ситуацию донельзя. Ну, и как Путину не воспользоваться таким удачным стечением обстоятельств, да еще в третью годовщину победы Евромайдана? То ли опять зловещий символизм, то ли очередной порочный круг…
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă