Linkuri accesibilitate

Весна – ястребы прилетели. Часть 2


Майк Помпео – выходец из военной среды. Выпускник главной кузницы военных кадров США – Академии в Вест-Пойнте. В 1986-1991 годах служил в армии, в том числе в составе американского контингента в Западном Берлине, командовал танковым взводом. В 1994 году получил степень доктора юридических наук в Гарвардской школе права, некоторое время занимался частным бизнесом. В 2010 году, как пишет «Форбс», Помпео был избран в Палату представителей от Республиканской партии. Переизбирался в 2012, 2014 и 2016 годах. Его жесткость, консерватизм и одновременно лояльность Трампу, полагают эксперты, позволят преодолеть появившийся при Тиллерсоне антагонизм между Белым домом и Госдепом и превратят дипломатическое ведомство в послушный инструмент реализации внешнеполитических инициатив Трампа.

А что же ЦРУ, кресло директора которого освободил господин Помпео? В него сядет Джина Хаспел, работающая в «конторе» с 1985 года, имеющая богатый опыт оперативной работы, в том числе в резидентурах ЦРУ за рубежом. Как пишет всё тот же «Форбс», у госпожи Хаспел неоднозначная репутация: в 2002 году она возглавляла секретную тюрьму ЦРУ «Кошачий глаз» в Таиланде, где пытали двух заключенных, подозреваемых в связях с «Аль-Каидой». Видеозаписи «допросов» заключенных Хаспел приказала уничтожить в 2005 году.

В феврале 2017 года Трамп назначил Хаспел заместителем директора ЦРУ Майка Помпео. Ее кандидатуру поддержали директор национальной разведки США Джеймс Клэппер и ряд высокопоставленных сотрудников ЦРУ в отставке, однако часть демократов возмутилась назначением человека с «темной» историей в Таиланде. «Госпожа Хаспел должна объяснить характер и степень своего участия в программе допросов ЦРУ», - заявил сенатор-республиканец Джон Маккейн и назвал пытки заключенных в эпоху Буша «темной главой в американской истории».

Русская служба ВВС в обзорном материале отмечает, что этот период в карьере Джины Хаспел может оказаться препятствием на пути одобрения ее кандидатуры в сенатском комитете по разведке. Сенатор-республиканец Линдси Грэм, например, заявил, что Хаспел «так или иначе придется отвечать за тот период времени», но он при этом считает ее высококвалифицированным специалистом. «Проблема, которую я вижу в отношении Хаспел, - это то, что она каким-то образом может заявить о том, что все еще может это делать [участвовать в пытках]», - продолжил Грэм.

В то же время сенатор Ричард Берр, председатель сенатского комитета по разведке, заявил о поддержке кандидатуры Хаспел. По его словам, у нее есть все необходимые качества, опыт и рассудительность для того, чтобы руководить ЦРУ. «Я горжусь ее работой, мой комитет будет продолжать позитивную практику отношений с ЦРУ под ее руководством. Я поддержу ее номинацию», - сказал он. В то же время Джамил Джаффер, бывший руководитель Американского союза гражданских свобод, считает, что Хаспел – «военная преступница».

Пройдет ли кандидатура первой женщины-директора ЦРУ, покажет время (что-то подсказывает мне, что препятствий у нее не возникнет). А пока рассмотрим третьего назначенца Трампа за минувшие две недели. Джон Болтон, бывший полпред США в ООН, ультраястреб даже по меркам самих «ястребов» и неоконсерваторов, критик международных обязательств США, сторонник действий без оглядки на союзников и без какого-либо стеснения. На его фоне даже министр обороны Джеймс «Бешеный пёс» Мэттис, любящий пострелять, может показаться убежденным пацифистом.

Программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Дмитрий Суслов считает Болтона идеальным кандидатом на должность советника по национальной безопасности с учетом той эволюции, которая произошла во внешней политике США за прошедший год и вырисовывающейся стратегии «нелиберальной гегемонии». «В соответствии с этой стратегией США, с одной стороны, усиливают односторонность внешней политики, пренебрегают интересами и мнением союзников и партнеров, игнорируют международные организации и действуют… в обход их и международного права, отказываются от многих обязательств, сокращают зарубежную помощь и в целом проводят более эгоистический внешнеполитический курс», - пишет автор в «Коммерсанте».

С другой стороны, США наращивают военные расходы, глобальную военную вовлеченность и усиливают политику сдерживания противников и оппонентов, что соответствует убеждениям Болтона. «В начале 2000-х годов Джон Болтон был одним из главных авторов агрессивно-одностороннего внешнеполитического курса администрации Джорджа Буша-младшего и непосредственно участвовал в исполнении таких решений, как вторжение в Ирак, выход США из договора по ПРО, отзыв подписи США под рядом международных соглашений (Киотский протокол, Римский статут Международного уголовного суда), проведение более жесткой политики в отношении Ирана и Северной Кореи», - продолжает политолог.

А вообще послужной список у Болтона солидный: учеба в престижном Йельском университете, работа в частной юридической компании и министерстве юстиции США, переход в Госдепартамент при Буше-старшем и курирование отношений США с международными организациями, включая ООН, которую Болтон нещадно критиковал уже тогда. После прихода демократической администрации Билла Клинтона господин Болтон перешел на работу в Американский институт предпринимательства, крупный и очень влиятельный консервативный «мозговой центр». А с приходом Буша-младшего Болтон попал в обойму вице-президента Дика Чейни, и в 2005 году хозяин Белого дома временно, в обход Сената, назначил его послом США в ООН. В 2006 году демократы победили на промежуточных выборах в Конгресс, и шансы Болтона на утверждение в должности были перечеркнуты – он вернулся в Институт.

В заключение приведу любопытный анализ от влиятельного американского издания The National Interest (цитаты по «Регнуму»). Автор полагает, что кадровые назначения Трампа «говорят о росте консервативного национализма или… о возвращении к доктрине бывшего вице-президента США Дика Чейни», которая представляет собой «тяжелую форму военного унилатерализма, требующего одностороннего отказа от атомного и ядерного оружия». Джон Болтон, поддержавший вторжение в Ирак в 2003 году, сегодня выступает за смену режимов в Иране и Северной Корее.

«Опасность состоит в том, что сторонники жесткой линии, такие как Болтон и Помпео, не станут сдерживать импульсивные инстинкты Трампа. Если глава Белого дома продолжит двигаться в том же направлении и заменит министра обороны США Джеймса Мэттиса на еще одного националиста или неоконсерватора, то ситуация может резко измениться», - резюмирует издание.

Меня в связи с этим интересует только один вопрос: не слишком ли много «хищных птиц» в команде Трампа? Генерал Александр Лебедь как-то бросил фразу «Двум пернатым в одной берлоге не жить!», публично выступая в 1996 году на тему своих сложных отношений с тогдашним министром внутренних дел России Анатолием Куликовым. Уживутся ли сегодня «пернатые» друг с другом и с их непростым по характеру шефом? Ведь нередко бывает, что, когда вместе собираются сильные личности, команды у них не получается, а начинается перетягивание одеяла. Время покажет.

Часть 1

Читайте также:

«Принципиальный реализм»: США меняют Стратегию национальной безопасности

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG