Прогнозирование политических решений – задача явно не для нашего проекта. Мы лишь попробуем представить, насколько значимы сегодня для США поставки из России трех названных групп товаров.
Урановый концентрат
Речь, скорее всего, идет о топливе для атомных электростанций (АЭС). В США сегодня на 61 АЭС работает 99 атомных реакторов, или 22% от всех ныне действующих в мире (их в целом 454, работающих на 188 АЭС, по текущим оценкам Международного агентства по атомной энергии – МАГАТЭ). На долю атомных электростанций приходится 20% всей производимой в США электроэнергии.
В 2017 году, по данным Министерства энергетики США, лишь 7% всего топлива, закупленного для американских АЭС, было произведено внутри страны. Соответственно, 93% пришлось на импорт:
Общий объем закупок уранового концентрата для американских АЭС за последние четыре года существенно сократился, хотя доля России в них в отдельные периоды могла, наоборот, возрастать:
Собственное же производство этого топлива в США достигло пика в 1980 году: тогда его объемы оказались даже большими, чем общее нынешнее потребление всеми АЭС страны, вместе взятыми. Однако к 1997 году это производство сократилось более чем в 10 раз, а к 2018 году – уже в 15 раз.
При этом крупнейшие зарубежные поставщики могут меняться год от года. Скажем, в 2010 году первой среди них оказалась Россия – 23% от всех закупок уранового концентрата для американских АЭС, опережая и Канаду (22%), и Австралию (15%). В 2014 году первым стал Казахстан (19%), а в 2015–2016 он оказывался вторым после Канады, опережая и Австралию, и Россию.
Авиационный титан
Американская авиакосмическая корпорация Boeing, по ее собственным данным, закупает в России примерно 35% необходимого ей для производства титана. А в целом Россия, данным Геологической службы США, обеспечивает почти 89% всего американского импорта титановых слитков.
Однако уточним: сам этот импорт покрывает в целом менее 3% общего спроса на титановые слитки в США, остальные 97% для нужд американской промышленности производится внутри страны. И при необходимости США будет нетрудно заместить все эти 3% – например, просто ограничив собственный их экспорт. Дело в том, что объем американского экспорта титановых слитков в другие страны более чем в пять раз превышает объем их импорта в США из России.
Статистика по импорту в США других титановых изделий из России не приводится, но общий их импорт в США в четыре с лишним раза меньше собственного производства.
В случае если США не захотели бы ограничивать свой экспорт титана, необходимо нарастить его внутреннее производство. Для этого, вероятно, потребуется дополнительно импортировать сырье – титановую губку. Россия, по данным, которые приводит Геологическая служба США, производит 24% титановой губки в мире, занимая по этому показателю третье место – после Китая (35%) и Японии (28%).
Однако в общем американском импорте титановой губки доля России – всего 0,6%, тогда как доля Японии – 80%. И, например, Украина, которая производит в целом в пять раз меньше этого титанового сырья, чем Россия, экспортирует его в США гораздо больше – ее доля в американском импорте составляет около 8%. Выходит, если бы и прекратились поставки в США титановой губки из России, в американской промышленности это вряд ли бы заметили.
Ракетные двигатели
Этой истории уже более 20 лет. В июле 1997 года американская корпорация Lockheed Martin подписала соглашение с российским “НПО Энергомаш” о покупке 101 российского двигателя РД-180 на общую сумму около 1 млрд долларов. Их предполагалось использовать в американских ракетах-носителях для вывода на орбиту спутников.
Российские двигатели как минимум на 10% эффективнее, чем аналогичные американские, утверждал годом ранее один из руководителей корпорации Pratt&Whitney, которая также участвовала в этом соглашении.
Первый запуск американской ракеты-носителя Atlas III с российским двигателем РД-180 (из шести – до снятия этой ракеты с производства) состоялся в мае 2000 года, а дебют эксплуатируемой и ныне Atlas V – в августе 2002-го. С тех пор произведено 77 запусков Atlas V, и все они были успешными. В целом в США было поставлено “свыше 80 серийных двигателей РД-180 (на 15.05.2016)”, сообщает “НПО Энергомаш”.
В последние 11 лет их покупателем в США является компания United Launch Alliance (ULA) – совместное предприятие корпораций Lockheed Martin и Boeing, объединивших в нем в 2006 году свои аэрокосмические подразделения.
Изначально планировалось, что к 2008 году компания Pratt&Whitney создаст производство этих двигателей в самих США. Однако в какой-то момент дедлайн перенесли на 2012 год, а среди аргументов доминировали два: такая “локализация”, во-первых, потребует около $1 млрд дополнительно, а во-вторых, организация местного производства займет не менее пяти лет. В итоге было решено продолжить импорт РД-180 из России.
О конкурирующих разработках в США собственных двигателей для ракет-носителей мы уже рассказывали подробно, но одним из главных вопросов остаются сроки начала их реальной эксплуатации. В частности, испытания компанией ULA собственного нового двигателя, как ожидается, могут завершиться не ранее 2019 года, а новой ракеты-носителя Vulkan – к 2022–2023 году. Поэтому закупки РД-180 у России, вполне вероятно, могут продолжаться и до середины следующего десятилетия, отмечала газета Wall Street Journal в сентябре прошлого года.
И буквально месяц назад “НПО Энергомаш” и ULA подписали очередной контракт – на поставку еще шести российских двигателей до конца 2020 года.
Но РД-180 – не единственная продукция этого российского предприятия, которую закупают США. В декабре 2014 года американская аэрокосмическая компания Orbital ATK подписала соглашение, предусматривающее не только поставку ей 20 двигателей РД-181, но и еще два опциона – на 20 двигателей каждый. В целом проект оценивается в сумму около $1 млрд. Эти двигатели Orbital ATK устанавливает на свои ракеты-носители Antares, используемые для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС). Поставки РД-181 в США начались в июне 2015 года, подтверждает “НПО Энергомаш”.
Стоимость двигателя – коммерческая тайна, однако экспертные оценки на этот счет не сильно разнятся. По некоторым из них, каждый двигатель РД-180 стоит $11–15 млн, по другим – около $10 млн. Если в 2014–2015 годах “НПО Энергомаш” продавало в США по 9 двигателей РД-180 в год, то общая сумма этих продаж могла составить около $100 млн ежегодно. Что совпадает с оценками некоторых американских экспертов, предполагающих, что покупка двигателей РД-180 обходится США примерно в $100 млн в год.
Для российского производителя лишиться таких денег, в случае введения запрета на этот экспорт в США, будет непросто. Только продажи РД-180 принесли ему в 2015 году половину всех доходов, отмечали эксперты.
Если прекратить поставки этих двигателей в США, то “Энергомаш” серьезно потеряет в прибыли – он и так не сильно загружен, а окажется совсем незагруженным, предупреждал осенью прошлого года Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. А ранее он же подчеркивал, что в случае отмены поставок российских двигателей “американцы сильно не пострадают, уж точно не прекратят запускать в космос военные спутники. А нам придется прекратить выпуск РД-180, потому что эти двигатели больше никому не нужны”.