Никого не удивило, когда Турция решила ввести ответные меры против США, а именно: увеличила ввозные пошлины на американские автомобили (до 120%), алкоголь (до 140%), листовой табак (до 60%), а также на ряд других товаров. Тем не менее, главным ответом Турции на действия США я бы назвал не собственно экономические рычаги, а дипломатическую активность на европейском, российском и ближневосточном направлении. В эти дни Эрдоган встретился с Путиным и Рухани в Тебризе, а после этого собирается в Германию. Формальными поводами для двух визитов являются, соответственно, сирийский кризис и проблема мигрантов в Европе, но ни для кого не секрет, что турецкий президент умело пользуется сложными отношениями между указанными странами и США.
«Россия, Турция и Германия – это страны, которые пострадали от американской политики больше, чем многие другие страны мира, поэтому их сотрудничество важно. Но их трудности в отношениях с США имеют разную природу», - сказал «Коммерсанту» бывший министр иностранных дел Турции Яшар Якыш.
В свою очередь, профессор Американского университета в Вашингтоне Антон Федяшин отмечает, что «совместное сопротивление политике США со стороны России, Германии и Турции, а также Китая может в результате принести каждой из этих стран экономические и дипломатические дивиденды». Но не исключено, говорит эксперт «Ъ», что «этот же краткосрочный успех в результате приведет к более обостренному витку противостояния» с США, где с приближением ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс внутриполитическая борьба будет лишь нарастать.
Главный научный сотрудник Института Европы Александр Шумилин считает противостояние Турции и США «конъюнктурными разногласиями». В то же время имеет место «кардинальное отличие мировоззрений». «Для Эрдогана пастор из США – всего лишь один человек, да еще «неправильных» взглядов. Для американцев и европейцев – это просто человек, за которого будут сражаться всеми доступными невоенными средствами до конца. Думаю, что и сам Эрдоган это сможет понять или найдется в его окружении еще кто-то, кто ему объяснит, что пастора надо непременно освобождать», - сказал Шумилин «Голосу Америки».
В то же время эксперт по евразийской политике аналитического центра «Международная организация стратегических исследований» (Анкара) Керим Хас полагает, что арест пастора Брансона стал катализатором без того сложных отношений двух стран. «Более того, список взаимных претензий настолько широк, что распространяется от Сирии и проблем, связанных с «курдским вопросом», возможных санкций против турецких банков из-за известного «дела Зарраба», и, безусловно, заканчивая поставками С-400 и позицией Анкары о новых этапах эмбарго США против Ирана. Все это указывает на структурный характер кризиса в межгосударственных отношениях», - констатирует эксперт.
«Что касается переориентации Турции на Россию и другие рынки, то… думаю, до этого еще очень далеко, – продолжает в интервью «Голосу Америки» Керим Хас. – Турция во многом зависит от экспортно-импортной корзины именно в отношениях со странами Запада. Во многом зависимость Турции от западных партнеров сказывается и на том, что Анкара – действующий член НАТО и оружие, которым оснащена турецкая армия, в подавляющем количестве западное».
С другой стороны, на выручку Турции пришел Катар – видимо, в благодарность за открытую поддержку, которую Эрдоган оказал маленькому эмирату в ходе начавшегося в июне 2017 года дипломатического кризиса. Тогда, напомню, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Египет и ряд других стран разорвали с Катаром дипломатические отношения и ввели запрет на полет катарской авиакомпании через воздушное пространство этих стран. Соседи по региону обвинили Доху в поддержке терроризма и пропаганде против них. И вот сейчас эмир Катара Тамим бен Хамад бен Халифа аль-Тани пообещал Турции инвестиции в размере 15 млрд. долларов.
Кроме того, турецкое руководство пытается убедить «обиженных» Вашингтоном партнеров в необходимости отказа от доллара и перехода на национальные валюты. Эрдоган говорит об этом с Ираном, Россией, Катаром, тюркоязычными странами Центральной Азии. Но пока разговоры остаются разговорами, поскольку финансовая ситуация не улучшается. Инфляция в годовом измерении составляет уже 18%, и это самый высокий уровень за 15 лет. Сокращаются резервы банковской системы: в мае валютные запасы были 165 млрд. долларов, в августе – 153 млрд. Золотой запас сократился за этот же период с 110 млрд. до 93 млрд. долларов. В конце 2017 года совокупный внешний долг Турции (государственный плюс частный) достиг почти 430 млрд. долларов, что составляет более половины ВВП, сообщает «Независимая газета».
В связи с этим, как говорят эксперты, призывы перейти на национальную валюту выглядят несолидными, т.к. мало кто захочет получать за свою продукцию деньги, которые обесцениваются. «Ситуацию с турецкой лирой можно рассматривать как наглядный пример несостоятельности разговоров о расчете между странами в национальных валютах, не считая те государства, чьи валюты отнесены к резервным. Расчеты в валютах развивающихся стран несут в себе риски потерь от девальвации, связанной с политическими либо экономическими кризисами», – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Сергей Дроздов. А управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский поясняет, что, даже если Турция откажется от доллара, контракты всё равно будут фиксироваться в американской валюте.
Тем не менее, на днях правительство Турции всё же потребовало от экспортеров переводить большую часть валютной выручки в лиры, чтобы поддержать национальную валюту. Как сообщает «Лента» со ссылкой на Reuters, теперь экспортеры должны конвертировать в лиры 80% от полученной выручки. На это им дается 180 дней с момента зачисления средств на счет. Такая мера будет действовать ближайшие шесть месяцев, после чего власти рассмотрят возможность продления.
«Возникнет проблема, когда наступит дата погашения кредита или вам понадобится купить сырье за иностранную валюту», - комментирует решение правительства представитель Союза торговых палат и товарных бирж Турции Шереф Файят. Другой собеседник подсчитал, что выполнение требований правительства обойдется экспортерам в 3-4 млрд. долларов в ближайшие полгода.
Окончание следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă