Linkuri accesibilitate

Провожая 2018 год. Нефтяная эстафета переходит к США. Часть 1


Уходит в историю непростой 2018 год. На огромном пространстве от Америки до Центральной Европы и Ближнего Востока он отметился не просто очередной порцией новостей, а цепочкой далеко идущих событий, которые позволяют говорить об их долгосрочном и глубинном характере. На Ближнем Востоке снова «что-то не так», но уже под другим углом – к этой теме мы вернемся отдельно. В Центральной Европе продолжает шествие «консервативная революция», которая дошла до сверхлиберальной Швеции и почти либеральной Испании и, более того, перекинулась на далекую Бразилию. К этому мы тоже вернемся.

В Соединенных Штатах продолжает действовать «трампизм», несмотря на жесткое сопротивление со стороны части истеблишмента и СМИ. Одна из топовых тем – стремительный выход США на ведущие роли в добыче и экспорте нефти. А точнее, Вашингтон обошел Россию и Саудовскую Аравию, став крупнейшим нефтедобывающим государством мира. Удивительно? Но ведь все последние 30 лет мы живем в эпоху перемен! Одной больше, одной меньше. И всё же это больше, чем просто «новинка» мировой политики и экономики. Мы привыкли считать США страной, которая при своих огромных запасах нефти (преимущественно Мексиканский залив и Аляска) привыкла покупать чужую нефть. Под эту «особенность» была заточена вся международная политика с середины ХХ века. Но теперь ситуация меняется…

На торгах Лондонской биржи 24 декабря февральские фьючерсы на нефть марки WTI опустились ниже отметки в 45 долларов за баррель. Топливо марки Brent подешевело до 53 долларов. Динамика будет яснее, если напомнить, что это самый низкий показатель с июля 2017 года. В конце ноября издание «Ридус» опубликовало хороший обзорный материал, раскрывающий причины создавшейся ситуации. Это и стремительный рост добычи в США, причем как обычной, так и сланцевой нефти. Это и сохранение определенного объема иранского топлива на мировом рынке, поскольку американцы разрешили Китаю, Индии, Японии, Южной Корее, Тайваню, Турции, Греции и Италии продолжать закупки у Исламской Республики. Кроме того, Россия и Саудовская Аравия нарастили добычу, а решение ОПЕК+ от 7 декабря о сокращении добычи на 1,2 млн. баррелей в сутки в первой половине 2019 года пока что не оказало серьезного воздействия на рынок.

Несколько красноречивых цифр. С начала октября до начала декабря нефть падала семь недель подряд, причем только за одну неделю ноября марка Brent подешевела почти на 12%. А ОПЕК предсказывает, что мировой спрос на нефть вырастет лишь на 1,3 млн. баррелей в сутки. При этом картель, как уже написано выше, сократит добычу на 1,2 млн. в сутки. Однако добыча в США увеличится минимум на 2 млн. баррелей, так что попытки ОПЕК обречены на провал. Как пишет издание «Финансы» со ссылкой на данные Минэнерго США, избыток станет рекордным с 2015 года, когда цена Brent рухнула до 12-летнего минимума в 27 долларов за баррель.

Но вот еще один неприятный звонок для нефтяного картеля. Маленький Катар снова решил показать характер и объявил о решении покинуть ОПЕК и сосредоточиться на добыче природного газа и экспорте сжиженного топлива. Доха утверждает, что решение не носит политического характера и не имеет отношения к дипломатической блокаде, которой подвергают Катар его арабские соседи с июня 2017 года. По большому счету, выход эмирата из ОПЕК не окажет серьезного влияния, поскольку объем добычи нефти в этой стране довольно скромен: 600 тыс. баррелей в сутки, или 1,8% общего объема в картеле.

Как пишут «Финансы», Катар в ближайшие шесть лет увеличит объем поставок сжиженного природного газа с 77 млн. до 110 млн. тонн в год, введя в строй четыре дополнительные производственные линии. В нефтяном эквиваленте производство возрастет с 4,8 до 6,2 млн. баррелей в сутки.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что выход Катара из ОПЕК приведет к расколу позиций стран Ближнего Востока по энергоносителям. «Теперь будет отдельная позиция Ирана, Катара, шиитов в Ираке, даже Венесуэлы. ОПЕК начнет модернизироваться, и ведущую роль займут не ее участники, как ни парадоксально, а большая тройка: США, Россия и Саудовская Аравия», - сказал эксперт в интервью РБК.

Экономический обозреватель «Немецкой волны» Андрей Гурков считает, что стабильности ОПЕК угрожает совсем другое – самостоятельная игра Саудовской Аравии, которая пытается лавировать между Россией и США. С другой стороны, Аравия продолжает конфронтацию с Ираном, который, в свою очередь, совместно с Катаром продолжает разработку гигантского газового месторождения «Южный Парс/Северное». Выходом из ОПЕК, пишет эксперт, Катар обозначает для себя конец нефтяной эпохи.

Впрочем, картель тоже не сдается. Издание «Финансы» со ссылкой на агентство Bloomberg сообщает, что страны, несущие основную нагрузку в рамках сделки по предстоящему сокращению добычи, обещают ее продлить или даже увеличить объемы сокращений. Ирак, Кувейт и Эмираты согласились с Саудовской Аравией о продлении сделки еще на полгода в 2019-м. «Планируемые сокращения были тщательно проанализированы, но если они не сработают, мы всегда сможем провести внеочередное заседание ОПЕК, в прошлом мы так уже делали», - сказал в Кувейте Сухейль аль-Мазруи, который также занимает пост президента ОПЕК.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG