Linkuri accesibilitate

«Арабская весна» - крупнейший региональный провал современности. Часть 2


Победа исламистов в Египте оказалась «скороспелой» и слишком скандальной. С места в карьер «Братья-мусульмане» принялись ущемлять христианское коптское меньшинство, которое составляет 10% населения и играет заметную роль в культурной и экономической жизни. Кроме того, исламисты отказались от компромиссов с другими политическими силами, чем вызвали негодование среди умеренных политических сил.

Наконец, против «Братьев» были жестко настроены военные круги, которые со времен Гамаля Абделя Насера играли существенную роль в жизни страны и фактически, по примеру кемалистской Турции, были опорой светского режима. Люди в погонах стали готовиться к реваншу, который осуществился летом 2013 года: после многомиллионных митингов протеста власть «Братьев» была свергнута, а президент Мухаммед Мурси арестован. В мае 2014 года новым лидером страны по итогам выборов стал фельдмаршал Абдул-Фаттах ас-Сиси, бывший до этого министром обороны и вице-премьером.

Фактически в Египте произошла реставрация военного светского режима, но в народе послышался вздох облегчения: всего за три года 100-миллионная страна была доведена до банкротства, туристическая отрасль несла огромные потери, а постоянные репрессии со стороны исламистов вот-вот разожгли бы гражданскую войну. «Арабская весна» в ее исламистском исполнении в отдельно взятой стране потерпела поражение. Интересное сравнение: в Тунисе и Египте сейчас относительное спокойствие и стабильность, но в первом случае это результат победы революции, кратковременной и в меру безболезненной, а во втором случае – по причине поражения революции, но уже насильственной и продолжительной.

Добавлю личные наблюдения после прошлогодней поездки в Шарм-аш-Шейх. Курортная зона на юге Синайского полуострова находится под усиленной охраной военных и полиции. Повсюду блокпосты с вооруженными людьми и служебными собаками, натасканными на поиск взрывчатки. Это объясняется тем, что совсем рядом, на севере Синая, окопались группировки джихадистов. Есть версия, что именно они, присягнувшие ИГИЛ, причастны к уничтожению российского самолета над Синаем в октябре 2015 года. По этой причине лайнеры заходят на посадку в аэропорту Шарм-эш-Шейха не над полуостровом, а над основной территорией Египта, то есть вдоль Нила и над Каиром, затем берут курс на восток и садятся со стороны Красного моря (залив Акаба).

Туризм – одна из важнейших статей дохода Египта, а Шарм-аш-Шейх – главная жемчужина, поэтому фельдмаршал ас-Сиси уделяет большое внимание развитию курортного региона, где, в частности, поощряются инвестиции в строительство. В декабре 2017 года в городе прошел Панафриканский саммит. Правда, по иронии судьбы, Синайский полуостров относится к Азии, но президента-фельдмаршала это не смутило – развитие важнее географических нюансов.

Кроме того, новый глава Египта организовал постройку всего за один год канала-дублера Суэцкого канала, который расширил возможности судоходства и улучшил транспортную инфраструктуру в регионе. А самый амбициозный проект – объявление в 2015 году о начале строительства новой столицы, которая должна вырасти в 20 км к востоку от района Новый Каир. Новый мегаполис, как ожидается, будет иметь до 5 млн. населения, что позволит снизить нагрузку с 20-миллионного Каира.

Словом, Страна пирамид вернулась к спокойной жизни, хотя, безусловно, трудности не улетучились взмахом волшебной палочки. Коррупция, бедность и экологические проблемы по-прежнему актуальны для Египта. Терроризм всё еще угроза номер один, причем не только со стороны джихадистов на Синае, но и из соседней Ливии, где государство попросту развалилось на враждующие группировки. Время от времени террористы совершают нападения на коптов. Но сегодняшний Египет – это значительно «повзрослевшее» общество (смешно говорить такое о стране с историей в 6000 лет, но всё же). На президентских выборах 2018 года фельдмаршал получил 97% голосов, он воспринимается как спаситель страны от исламистов и гарант стабильности. Поэтому в уверен, что, появись завтра какая «заявка» на революцию, военный режим и народ этого не допустят. Намитинговали…

Однако не всем повезло вылезти из ямы, как Тунису и Египту. То, что произошло и продолжает происходить в Ливии, Йемене и Сирии, иначе как катастрофой не назовешь. Есть еще Ирак, но туда «весна» пришла вместе с американцами в 2003 году, а потом снова нагрянула летом 2014 года на «шахидмобилях» ИГИЛ, но об Ираке, а также о Сирии мы поговорим отдельно.

Как хорошо знают уважаемые читатели, на Арабском Востоке никого не удивишь правителями-долгожителями, которые даже в условиях «почти» демократических республиканских режимов европейского образца умудряются получать «красивые» результаты на выборах. Бен Али правил Тунисом больше 23 лет, Мубарак в Египте – 29 лет. Абдельазиз Бутефлика возглавляет Алжир почти 20 лет, Али Абдалла Салех был президентом Северного Йемена с 1978 по 1990 год, а с 1990 по 2012 годы возглавлял единый Йемен. Омар аль-Башир правит Суданом с 1989 года, а Сирию с 1970 года возглавляет династия Асадов – Хафез до 2000 года, после него – сын Башар. Саддам Хусейн руководил Ираком с 1979 по 2003 годы. Но абсолютным рекордсменом был глава Ливийской революции, полковник Муаммар Каддафи. Возглавив Ливию в возрасте 27 лет, он правил страной 42 года, с 1969 по 2011-й.

17 февраля 2011 года «арабская весна» дошла до Ливии. Там, в общем-то, не надо было ничего придумывать: Муаммара Каддафи в западной прессе давно называли тираном, что, однако, не мешало многим европейским странам вести с ним дела. Есть даже версия, что «диктатор» финансировал президентскую кампанию Николя Саркози в 2007 году. Спустя четыре года тот «в благодарность» первым потребовал военного вмешательства в Ливии.

Нелишним будет напомнить, что Джамахирия при Каддафи была одной из самых развитых стран Африки. Обладая огромными запасами нефти и газа и контролируя доходы от их эксплуатации, республика при относительно небольшом населении могла позволить себе высокоразвитую и эффективную систему здравоохранения, социальной защиты, да еще помогать деньгами половине стран Черного континента. Какая еще африканская страна могла бы похвастаться бесплатной квалифицированной медициной, бесплатным образованием, огромными социальными пособиями для молодых семей?

Но радовались этому не все. Во-первых, Каддафи конфликтовал с теократическими монархиями Персидского залива, заодно преследуя местных салафитов и других исламистов, которым покровительствовали режимы на Аравийском полуострове, «справедливо» желавшие отомстить полковнику. Во-вторых, он не позволял западным компаниям забирать львиную долю нефтегазовых доходов – смертный грех, знаете ли. В-третьих, помогая Африке, Ливия создала неформальный альянс под сенью светского арабского социалистического национализма (не удивляйтесь, так тоже бывает), а это была серьезная заявка на континентальную гегемонию, что никак не могло понравиться США и Европе.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG