Linkuri accesibilitate

Выжившая. Часть 1


Когда я читаю новости последних недель по теме Брексита, всё чаще прихожу к пониманию, что лучше оставить этот сюжет до того момента, пока он окончательно (не) станет реальностью. Право, мне всё труднее сохранять серьезное выражение лица, когда я читаю об очередном судьбоносном повороте этой поднадоевшей истории. Однако я не могу отказать себе в удовольствии уделить еще немного внимания Брекситу, тем более что до финальной точки, если не произойдет радикальных изменений, осталось всего два месяца с небольшим.

Начну с того, что с декабря премьер-министр Великобритании Тереза Мэй дважды избежала отставки. Как нетрудно догадаться, причиной всему – борьба вокруг правительственного проекта сделки по выходу страны из Европейского Союза. 12 декабря 2018 года консервативное большинство в Палате общин (200 против 117) решило оставить Терезу Мэй на посту лидера партии, что означало и ее сохранение в должности премьер-министра.

В январе последовал второй, более мощный удар, который едва не свалил вторую железную леди с ног, но она всё равно выстояла. 15-го числа в Палате общин прошло голосование по проекту правительства о «сделке» с Евросоюзом. Как предсказывали многие оппоненты и даже сторонники Даунинг-стрит 10, вариант Терезы Мэй был отвергнут подавляющим большинством, в том числе членами Консервативной партии: 432 голоса «против» и всего 202 голоса «за» - это слишком сильно даже для умеющей держать удар госпожи Мэй.

Тем не менее, за явным негативом последовал позитив: уже на следующий день в Палате общин прошло голосование по инициативе оппозиционной Лейбористской партии о вотуме недоверия правительству. И тут Терезе Мэй снова повезло: 325 голосов «за» и 306 «против». Конечно, госпожу премьер-министра можно поздравить со второй победой над оппонентами, но ведь основная проблема никуда не делась. Брексит, по сути, никак не оформлен, а время тает…

Тереза Мэй уже пообещала, что выполнит волю британского народа и выведет страну из Европейского Союза. «Мы продолжим работать над выполнением торжественного обещания, которое сделали народу, - воплотить в жизнь результаты референдума и покинуть ЕС», - цитирует «Газета» главу британского кабинета. Интересно, что премьер официально не отозвала из Палаты общин отвергнутый 15 января проект сделки с ЕС. При этом председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер призвал правительство Великобритании «прояснить свои намерения» и подчеркнул, что время для принятия решений почти истекло.

На политическую живучесть Терезы Мэй обратил внимание американский телеканал CNN, который объясняет это тем, что альтернативы ее плану всё равно нет. «…Реальность такова, что любой новый лидер и его сторонники должны были бы подойти и предоставить план, который может сделать это через парламент. И уже давно понятно, что нет никакой достойной альтернативы Мэй или ее плану по Brexit», - пишет «Газета», ссылаясь на материал телеканала.

Примерно так же выражается американская газета The Wall Street Journal в материале «Тереза Мэй и ее курс выживания». Авторы справедливо отмечают, что госпожа премьер-министр стала единственной фигурой, которая взяла на себя ответственность за ситуацию вокруг Брексита. «Даже сейчас «жесткий» Брексит мог бы преуспеть, если бы некоторые тори проявили желание руководить общественным мнением, как Маргарет Тэтчер, а не следовать за ним. Но никто не был готов сделать это, даже самые ярые сторонники выхода. Поэтому всё по умолчанию свалилось на миссис Мэй, которая теперь увидит, что еще она может получить от ЕС», - отмечает издание.

Британская газета The Guardian тоже пытается понять секрет политической выживаемости Терезы Мэй и, беседуя с ее коллегами, отмечает «легендарную стойкость и глубоко укоренившуюся решимость не расколоть Консервативную партию». «Тереза Мэй не может выиграть. Тереза Мэй не может проиграть», - пишет американский портал Slate. «Также представляется возможным, что срок [Брексита] может быть продлен, и британские политики будут продолжать обсуждать тонкости того, как поддержать Ирландию, пока Солнце не поглотит Землю. Тереза Мэй, вероятно, все еще будет премьер-министром, когда это произойдет», - иронизирует издание.

А пока политики и эксперты продолжают рассуждать, какой вариант в итоге сработает. Если Брексит пойдет по «мягкому» сценарию, Великобритания останется в Таможенном союзе и (или) едином рынке. Это означает, что страна принимает принцип свободного передвижения граждан в обмен на доступ к европейскому рынку, напоминает «Газета». Жесткий сценарий означает, что Лондон покидает все экономические структуры ЕС и получает возможность заключить с ним соглашение о свободной торговле, как например, с Канадой.

Третий вариант – это «no deal Brexit», то есть автоматический выход Великобритании 29 марта безо всякой сделки. Это означает, что Лондон отменяет свои импортные тарифы и действует по правилам ВТО. Этот вариант самый приемлемый для Лондона, т.к. ему придется пересмотреть все действующие правила торговли и экономической коммуникации с ЕС.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG