В начале мая в мировые топы неожиданно вернулась тема конфронтации вокруг Ирана. Спустя ровно год после решения Дональда Трампа о выходе США из Венского соглашения 2015 года по ядерной программе Ирана руководство Исламской Республики пригрозило международным партнерам отказом от выполнения двух важных пунктов документа.
Речь идет о приостановке сроком на 60 дней продажи излишков обогащенного урана (один из важнейших пунктов Венской сделки) и тяжелой воды. Персы таким способом требуют отмены введенных американцами санкций против банковской сферы, а также отмены запрета на продажу иранской нефти.
«После нарушения Соединенными Штатами своих обязательств по ядерной сделке Иран прекращает два своих обязательства по СВПД, которые до сих пор страна постоянно выполняла», - заявил 8 мая президент Исламской Республики Хасан Рухани в эфире национального телевидения. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на иранского лидера, Тегеран дает международным партнерам (России, Китаю, Великобритании, Франции и Германии) 60 дней на то, чтобы обеспечить основные интересы Тегерана в банковской и нефтяной проблеме.
Если же требование Исламской Республики не будет выполнено, она откажется еще от двух обязательств: снять ограничения на обогащение урана (до 3,67%, то есть повысить уровень обогащения до военного уровня) и отказаться от помощи упомянутых шести стран в реконструкции реактора в Араке на тяжелой воде. Президент Рухани пояснил, что его страна не выходит из Соглашения, но отныне будет вести переговоры «на другом языке».
Но что послужило поводом к таким решительным действиям Тегерана? Недавно США ввели санкции на вывоз из Ирана обогащенного урана в обмен на урановую руду, а также на сотрудничество с Тегераном в атомной сфере, за исключением проектов в Араке (реактор на тяжелой воде), Фардо (превращение секретного производства в научно-исследовательский центр) и российско-иранского проекта АЭС «Бушер». Однако персы понимают, что Вашингтон проигнорирует их требования, поэтому данные шаги адресованы европейцам, но они пока не дали внятного ответа, кроме обычного заявления «ядерное соглашение должно быть сохранено».
А министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече с иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом в Москве призвал всех быть реалистами и подчеркнул, что США не вернутся к ядерной сделке, поэтому оставшиеся партнеры должны сделать всё возможное для сохранения Соглашения. Но шансов на это с каждым днем всё меньше, поскольку американцы непоколебимы, европейцы нерешительны, а россиянам и китайцам не хватит ресурсов «вытянуть» сделку без стран Запада.
«Тегеран долго ждал, делал ставку на развитие бизнеса, снятие санкций. И ничего не получил. Даже китайские банки, несмотря на обещания Пекина поддерживать Тегеран, отказываются открывать счета иранским гражданам. У России тоже немного возможностей для обхода санкций. Основное, что мы можем, - это оказать политическую поддержку Тегерану», - сказала «Коммерсанту» научный сотрудник Высшей школы экономики Юлия Свешникова.
«Иранцы хотят избежать силового развития событий либо выхода из СВПД. Но текущая политика США загоняет их в угол, где у них остается один из двух вариантов: либо выходить из СВПД, либо пытаться договариваться с американцами. Второй сценарий маловероятен – по крайней мере, на иранском направлении я вижу мало желания с кем-то договариваться», - отметил, в свою очередь, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Кожанов.
Между тем, ни Иран, ни тем более США не намерены сдаваться. РБК со ссылкой на близкие к президенту Рухани источники иранского телеканала Press TV пишет о том, что возобновление ядерной программы Исламской Республики и ее выход из Договора о нераспространении ядерного оружия.
«Мы продолжим оказывать максимальное давление на режим до тех пор, пока он не откажется от своих дестабилизирующих амбиций», - говорит спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук. «Если вы банк, инвестор, страховая компания или другой бизнес в Европе, вы должны знать, что принимать участие в специальном механизме [антисанкционный механизм ЕС по проведению торговых операций с Ираном] – это очень плохое деловое решение», - вторит ему специальный помощник американского президента Тим Моррисон. По его словам, американцы готовят еще одну волну санкций против Ирана.
Чтобы подкрепить слова делами, США решили направить в Персидский залив дополнительные военные силы – авианосец. При этом Дональд Трамп дал понять, что Ирану не надо рассчитывать на солидарность покупателей его нефти, ибо топлива на мировом рынке хватит. «В мире производится достаточно нефти и нефтепродуктов другими странами, кроме Ирана, чтобы позволить значительное сокращение закупок нефти и нефтепродуктов у Ирана иностранными финансовыми организациями», - цитирует американского президента «Газета».
Продолжение следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă