Результаты выборов мэра Кишинева воспроизводят ситуацию прошлого года, однако результат второго тура уже почти предсказуем. Своим мнением со Свободной Европой поделился социолог CBS-AХА Василе Кантаржи.
Свободная Европа: Ваш центр CBS-AXA провел три предвыборных социологических исследования в Кишиневе. Картина сошлась? Что показывали соцопросы – и что получилось в реальности?
Василе Кантаржи: Сошлись с большой точностью, и обошлось без особых сюрпризов на последней стометровке. Как мы и прогнозировали, во второй тур с большим отрывом от остальных кандидатов прошли два лидера – Ион Чебан на первом месте и Андрей Нэстасе на втором. Да и полученные ими проценты очень близки к тем показателям, что давали опросы за неделю до голосования.
Свободная Европа: Но ведь говорили даже, что Ион Чебан возглавит кишиневскую мэрию уже по результатам первого тура. Чем можно объяснить повторение прошлогодней ситуации? Откуда это постоянство предпочтений столичных избирателей?
Василе Кантаржи: Похоже, в сценариях выборов, в частности, в Кишиневе, сложился определенный стереотип, а все мелькавшие прогнозы касались в основном явки – эта загадка заставила всех немного понервничать. Дело в том, что впервые, наверное, в Молдове местные выборы проводятся осенью, ранее они всегда приходились на весну-лето, и, естественно, это отразилось на активности избирателей.
На принятие решения – идти голосовать или нет – влияет масса причин. Но явка на этих выборах далеко не образцовая!..
В определенный момент – где-то в полдень – возникли опасения по поводу крайне низкой явки, которая, как известно, традиционно ставит в более выгодное положение кандидатов слева. Однако в течение дня, точнее, во второй половине дня ситуация выправилась, и к закрытию избирательных участков явка даже превысила показатели первого тура прошлогодних местных выборов.
Свободная Европа: Значит, неправильно было бы говорить о пассивности избирателей?
Василе Кантаржи: Во-первых, нужно сказать, что в долгосрочном тренде сохраняется снижение явки избирателей, независимо от того, какие именно проводятся выборы.
Свободная Европа: Политики предпочитают объяснять это оттоком населения, тем, что все больше граждан уезжают за рубеж. Насколько состоятельно подобное объяснение? Или так говорить просто выгодно, коль скоро политики не смогли вызвать интерес к выборам?
Василе Кантаржи: Знаете, математически и такое объяснение вполне возможно...
Избиратель понял все обстоятельства, из-за которых появился альянс в парламенте – и понял, и принял их
Свободная Европа: Значит, тенденция – к снижению явки, но на этих выборах тренд не подтвердился?
Василе Кантаржи: Если сравнить, например, с выборами 2018 года, то тогда были факторы, которые сыграли на повышение процента явки. А тут были новые всеобщие выборы, участие стимулировали выборы и мэров, и составов советов. В частности, если говорить о муниципии Кишинев, то этот факт объясняет более высокую явку в пригородах.
Свободная Европа: Значит, в конечном счете, граждане осознали важность выборов и пришли на участки?
Василе Кантаржи: Знаете, как оно бывает… На принятие решения – идти голосовать или нет – влияет масса причин. Тем не менее, надо признать, что явка на этих выборах далеко не образцовая!..
Свободная Европа: Вспоминаю еще одну деталь последнего опроса, который вы представили вместе с Watch Dog. Вы говорили, что во втором туре – если он состоится – социалист Ион Чебан выйдет победителем вне зависимости от того, кто окажется его соперником – Нэстасе или Киртоакэ. Было такое?
Василе Кантаржи: Да, эта идея присутствовала. В свою очередь, это еще один традиционный момент, по той простой причине, что…
Свободная Европа: Даже при том запасе в 10% голосов, отданных за Дорина Киртоакэ, который уже призвал своих сторонников поддержать Андрея Нэстасе? И еще есть Октавиан Цыку, набравший около 5%...
Василе Кантаржи: Вы абсолютно правы, но тут же речь – про итоги опросов, которые проводятся до выборов, когда избиратель еще не знает результатов, а потому ему приходится моделировать возможное распределение голосов и решать, как поступить во втором туре. Там всегда присутствует неопределенность избирателя, который поддерживает кандидатов справа, голосует за проевропейские силы. Этот избиратель, как правило, определяется гораздо позже – в силу самых разных обстоятельств. Соответственно, эти избиратели, отвечая на вопрос о том, кого они поддержат во втором туре, в момент проведения самого опроса отнюдь не готовы дать совершенно однозначный ответ!..
Кишинев – это четверть населения страны, это более половины экономического потенциала Молдовы
Свободная Европа: Иными словами, их ответы нельзя считать релевантными?
Василе Кантаржи: Отсутствие ответа – не менее показательно, чем сам ответ, но его необходимо должным образом интерпретировать.
Свободная Европа: До выборов все говорили, что это будет некий тест, что своим выбором граждане дадут оценку политической коалиции проевропейского правого крыла с социалистами. Как бы вы ответили на этот вопрос? Как на самом деле воспринял электорат «брак по расчету»? Или нынешний симбиоз оставил людей равнодушными?
Василе Кантаржи: Тот факт, что выборы – по крайней мере, в муниципии Кишинев – полностью вписываются в шаблон, который наблюдался и на предыдущих выборах…
Свободная Европа: Год назад?
Василе Кантаржи: Не только на прошлогодних, вспомните выборы, когда победил Дорина Киртоакэ – шаблон сохранился, и это говорит о том, что избиратель прекрасно понял все обстоятельства, из-за которых появился общеполитический альянс в парламенте – и понял, и принял их.
Свободная Европа: Принято считать, что политическая судьба Кишинева в какой-то мере решающая и для общенациональной политической сцены. И на этот раз, на основании итогов этих выборов, утверждение осталось в силе?
Василе Кантаржи: Не только на основании выборов. Не стоит забывать, что муниципий Кишинев – это четверть населения страны, это более половины экономического потенциала Молдовы. Соответственно, все эти обстоятельства просто нельзя игнорировать.
Все мы свидетели – между кандидатами-лидерами не было жестких перепалок, не было атак друг против друга
Свободная Европа: Что, по вашему мнению, будет иметь определяющее значение при голосовании во втором туре?
Василе Кантаржи: Как всегда, важна явка и активность избирателей. Низкая явка благоприятна для кандидата Партии социалистов.
Свободная Европа: Значит, важно участие в голосовании?
Василе Кантаржи: Особенно это касается кандидата блока ACUM!
Свободная Европа: Все эти годы много говорилось о геополитическом голосовании в Кишиневе. Почему вы считаете, что геополитический фактор по-прежнему играет важную роль на выборах в столице?
Василе Кантаржи: Напротив, я бы сказал, что эти выборы в некотором роде дистанцировались от геополитики, что в этой предвыборной кампании геополитические соображения оказались куда менее важны. Правда, видимо, это значительно уменьшило и саму интригу голосования...
Свободная Европа: Почему?
Василе Кантаржи: Влияют обстоятельства, при которых проходили нынешние выборы. Прежде всего, оба лидера – как по результатам опросов, так и по количеству полученных голосов – входят в правящий альянс. Поэтому вполне возможно, что в самом альянсе был достигнут молчаливый консенсус. Во всяком случае, все мы свидетели – между кандидатами-лидерами не было жестких перепалок, не было атак друг против друга.
Свободная Европа: А что вы думаете о победе кандидата партии «Шор» в Оргееве и победе Ренато Усатого в Бельцах?
Василе Кантаржи: Эти политические формирования сохраняют свои позиции в данных регионах, им удалось добиться победы, несмотря на все пертурбации и политическую участь партийных лидеров.