В суде Буюкан 30 января прошло заседание суда по делу Стояногло. Его обвиняют в превышении полномочий в связи с выплатой пособия по увольнению Китороагэ. По версии обвинения, Китороагэ фигурировал в уголовном деле и не мог рассчитывать на получение пособия в 163 тыс. леев. На заседании 30 января пришло сразу двое прокуроров: Петр Ярмалюк и бывшая и.о. главы Антикоорупционной прокуратуры Елена Казакова (на прошлом заседании обвинение представлял один Ярмалюк).
Допрос Китороагэ вел Ярмалюк. Отвечая на его вопросы, Китороагэ рассказал, что летом 2019 года уволился с должности главы PCCOCS. Тогда же он решил воспользоваться накопленным отпуском и ушел в отпуск до февраля 2021 года. Киторогэ подчеркнул, что длительный отпуск – «был единственным условием» при котором он согласился уйти в отставку. «Тогда было много разговоров [об отставке] на разных уровнях», – пояснил Китороагэ. Также он сообщил, что после отставки с поста главы PCCOCS, его перевели на работу в прокуратуру Кишинева (но место работы он так и не сменил, а просто ушел в отпуск).
Китороагэ рассказал, что в январе 2020 года ему позвонил кто-то из Генпрокуратуры и уведомил, что Стояногло ждет его на аудиенцию. На самой встрече Стояногло сообщил ему, что, оценив работу PCCOCS и деятельность Китороагэ, как руководителя, он пришел к выводу, что ему не место в прокуратуре.
Ярмалюк уточнил у свидетеля, хотел ли он уволиться до того, как поговорил со Стояногло. «Даю вам честное слово, я был тем, кто сильно обрадовался, когда мне сказали уволиться», – ответил Китороагэ. Ярмалюк спросил Киторагэ, могли генпрокурор оценить его работу, без заключения комиссии по этике. «Господин прокурор, меня воспитывали немного в другие времена. Я никогда в жизни не представлял, что пойду против системы. Как можно работать в коллективе, где тебя не хотят [видеть]?», – подчеркнул Китороагэ. Он рассказал, что для него было важным мнение начальства о нем. Также Китороагэ сообщил, что до того, как его работу оценили в Генпрокуратуре, он «получил оценку от общества» и «по телевизору».
Также, экс-глава PCCOCS сообщил, что после разговора со Стояногло попросил образец заявления об увольнении у кого-то из бывших коллег, подписал его и отправил в отдел кадров. Он не ответил прямо на вопрос Ярмалюка, мог ли он претендовать на пособие, будучи фигурантом уголовного дела. Китороагэ подчеркнул, что главным для него был первый пункт указа, в котором говорилось об его увольнении, а в суть остального он не вник.
В сентябре 2021 года Китороагэ позвонили из Генпрокуратуры и сообщили, что выплатили ему пособие по ошибке. После этого он пришел в Генпрокуратуру и вернул деньги.
Прокурор Ярмалюк отметил, что есть некоторые расхождения между тем, что Китороагэ рассказал в суде и во время следствия. Он предложил зачитать его показания, но судьи отметили, что прокурор может это сделать после того, как свидетель закончит свое выступление. Также они сообщили, что время, отведенное на заседание, истекло и отметили, что продолжат слушать Китороагэ 3 февраля.
***
Дело о выплате пособия Китороагэ передали в суд Буюкан в конце 2021 года. В 2022 году в суд Буюкан передали еще два уголовных дела против Александра Стояногло. По одному из них обвиняют во вмешательстве в личную жизнь экс-главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря. Речь идет о том, что 4 октября 2022 года Стояногло обнародовал на брифинге информацию из телефона Мораря. По другому делу, Стояногло обвиняют в злоупотреблении служебным положением в связи с освобождением Вячеслава Платона и пассивной коррупции.
Отстранённый генпрокурор называет все эти дела сфабрикованными. Он уже подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Летом 2022 года ЕСПЧ задал правительству Молдовы несколько вопросов в связи с жалобой Стояногло. В сентябре 2022 года минюст уведомил ЕСПЧ, что, по его мнению, права Стояногло не нарушали.