В историю Беларуси 2020 год войдет как один из самых необычных. Пандемия коронавируса, пробуждение белорусского общества, выборы и беспрецедентные мирные протесты – за всеми этими событиями стоят тысячи героев. Белорусская служба Радио Свобода спросила читателей, кто для них – главные герои года, и обобщила несколько тысяч ответов.
Белорусский народ, который восстал
Кто ваши герои 2020 года? "Белорусы", "народ Беларуси", "каждый свободный белорус", "наши", "новые белорусы", "люди, которые проснулись", "все, кто за перемены" – самые популярные из ответов.
Писатель и историк Владимир Орлов считает, что в этом году произошло "окончательное доформирование белорусской нации", которая после двухвекового отсутствия возвращается в лоно европейской цивилизации.
"Наперекор всему, что происходило в стране в последние 26 лет, наш народ неожиданно для внешних наблюдателей вырос и превратился в нацию. И теперь нация белорусов требует свободы, демократии и уважения к себе",– заключает историк и публицист Сергей Абламейко. События этого года в Беларуси он назвал "Великим белорусским национально-освободительным восстанием".
Сергей Тихановский
Блогер, со стримов которого, по мнению многих, началось "великое белорусское потрясение". С 29 мая Тихановский находится в тюрьме. Правозащитники признали его политзаключенным. Как говорил сам Сергей в интервью белорусской "Свободе" за несколько дней до ареста в Гродно, еще в апреле он не собирался участвовать в президентских выборах. Выдвинул свою кандидатуру после того, как от участия в выборах отказался Павел Северинец.
Тихановский присутствовал на встрече с Лукашенко в следственном изоляторе КГБ в октябре. По словам других ее участников, он был единственным, кто обратился к Лукашенко на "ты". В тот же день Тихановскому разрешили позвонить своей жене Светлане: во время этого разговора он посоветовал ей быть жестче в противостоянии властям.
Светлана Тихановская
Еще в начале лета Светлану Тихановскую узнать в лицо могли всего несколько журналистов, но после августа большое количество белорусов считает ее законно избранным президентом и национальным лидером. За короткий промежуток времени Светлана Тихановская встретилась со многими европейскими лидерами, анонсировали ее встречу с избранным президентом США Джо Байденом. Влиятельные мировые медиа включили Тихановскую в списки самых известных женщин.
Третьего декабря Светлана Тихановская заявила, что готова возглавить Беларусь в переходный период, работая совместно с Координационным советом и Кабинетом представителей.
Александр Тарайковский, Роман Бондаренко и все погибшие во время акций протеста
Во время протестов от действий силовиков и неизвестных в штатском погибли по меньшей мере четыре человека.
34-летний Александр Тарайковский скончался возле станции метро "Пушкинская" 10 августа, на второй день протестов. Через несколько дней появилось видео, на котором отчетливо видно, что в Тарайковского с близкого расстояния стреляет сотрудник одного из спецподразделений, вероятно "Алмаза".
25-летний Александр Вихор умер в Гомеле после избиения в милиции.
43-летнего жителя Бреста Геннадия Шутова застрелили силовики.
Последней жертвой стал житель минской "Площади Перемен" 31-летний Роман Бондаренко. Его схватили неизвестные в штатском во дворе его дома, а через два часа доставили из Центрального РОВД Минска в больницу скорой помощи в состоянии комы. Через сутки Роман умер.
Власти не возбудили ни одного уголовного дела по факту гибели митингующих.
Мария Колесникова
Мария Колесникова стала одним из лидеров предвыборной кампании и акций протеста после ареста Виктора Бабарико, а позже вошла в объединенный штаб вместе с Вероникой Цепкало и Светланой Тихановской.
Одним из самых драматических моментов августа 2020 года стала история с похищением Колесниковой в центре Минска, ее отказом выехать из Беларуси (к чему принуждали спецслужбы) и разорванным паспортом в нейтральной зоне.
Следственный комитет 16 сентября обвинил Колесникову в публичных призывах к свержению власти. Она находится в следственном изоляторе Жодино.
Нина Багинская
Последние несколько десятилетий Нина Багинская – постоянная участница акций протеста в современной Беларуси. Но именно этим летом 73-летняя минчанка стала настоящим символом мирного протестного движения.
Без изображений Нины Багинской с бело-красно-белым флагом и словами "Я гуляю" невозможно представить Беларусь лета и осени 2020 года.
Павел Северинец, Николай Статкевич и другие политзаключенные
Лидеры оппозиции Павел Северинец и Николай Статкевич за время правления Лукашенко провели за решеткой не один год. Они также стали одними из первых политзаключенных в 2020 году.
Сейчас в Беларуси более 150 политзаключенных – это самое большое количество за всю историю страны. Обвинения в участии в массовых беспорядках Северинец и Статкевич получили задолго до массовых протестов в августе и сентябре, но до сих пор их дела не переданы в суд.
Виктор Бабарико
Бывший глава "Белгазпромбанка" объявил о своем намерении участвовать в президентских выборах через несколько дней после объявления их окончательной даты и многих удивил. Не прошло и месяца, как Бабарико оказался за решеткой, а известие о его задержании стало поводом для первой массовой акции протеста на улицах Минска.
Арест Бабарико не остановил работу штаба: за его выдвижение были собраны рекордные для альтернативных кандидатов в Беларуси 425 тысяч подписей.
Белорусские власти обвиняют Бабарико в коррупции и уклонении от уплаты налогов, дело уже передано в суд. Виктор Бабарико своей вины не признает.
Белорусские врачи
Врачи приняли на себя основной удар первой волны коронавируса весной, когда власти отрицали наличие проблемы, а средств защиты не хватало по всей стране. Десятки врачей умерли.
После выборов протесты врачей стали одной из неожиданностей лета 2020 года. Медики не только спасали пострадавших от силовиков, но и организовывали "цепи против насилия".
Десятки сотрудников самых разных больниц были задержаны и арестованы на "сутки". Доктора стали первыми, кто рассказывал и документировал пытки и насилие над протестующими.
Для некоторых из них, таких как академик Александр Мрочек, Андрей Витушко или Рустам Айзатулин, гражданская позиция стала причиной непродления контракта. Врач Артем Сорокин, который сообщил журналистам об отсутствии алкоголя в крови Романа Бондаренко, находится в СИЗО в качестве подозреваемого по уголовному делу.
Максим Знак и белорусские юристы
Адвокаты стали одними из основных участников избирательной кампании этого года. Сначала как члены штаба и Координационного совета, а затем в качестве политзаключенных. Максим Знак и Илья Салей поучаствовали в кампании во всех трех ипостасях. Знак до сих пор находится за решеткой.
В течение этих месяцев адвокаты неустанно защищали права десятков тысяч белорусов – задержанных, избитых, арестованных. Часто они остаются единственным средством общения политических заключенных с внешним миром.
Не обошлось и без лишения адвокатской лицензии. Среди тех, кого государство лишило права заниматься юридической практикой, – один из самых известных в Беларуси адвокатов, защитник Виктора Бабарико и Марии Колесниковой Александр Пыльченко. Впереди еще сотни, если не тысячи, политических процессов. Для юристов это только начало.
Павел Латушко и актеры Купаловского театра
Латушко – единственный топ-чиновник, который открыто поддержал протесты и выступил против насилия со стороны силовиков. Это стоило ему должности директора Купаловского театра, который после ухода Латушко и почти всех актеров фактически прекратил работу.
Как член президиума Координационного совета Павел Латушко был допрошен Следственным комитетом, а затем покинул Беларусь и продолжает работать за границей, где создал Народное антикризисное управление.
Национальный академический театр имени Янки Купалы приостановил свою деятельность после того, как большинство актеров и все режиссеры (всего 58 человек) подали в отставку в знак протеста против действий властей.
Nexta (Степан Светлов)
Если до летних протестов о Степане Путило (Светлове) и его канале Nexta знали несколько сотен тысяч подписчиков, то осенью обвиняемого в терроризме блогера читает даже помощник Лукашенко Наталья Качанова, а Юрий Дудь снимает с ним интервью.
О роли Путило в белорусских протестах 2020 года напишут еще не одну статью. А пока белорусские власти объявили его в розыск.
Елена Левченко, Александра Герасименя, Андрей Кравченко и другие спортсмены
Люди, вернувшие веру в белорусский спорт и спортсменов, которые с начала 1990-х практически не участвовали в противостоянии власти и общества. Скорее наоборот, они считались самыми лояльными сторонниками режима Александра Лукашенко.
Александра Герасименя, Елена Левченко, Андрей Кравченко, Иван Ганин и сотни других спортсменов, объединившихся в Белорусский фонд спортивной солидарности, доказали в этом году, что не все чемпионы поддерживают власть. И во многом благодаря их голосам Лукашенко больше не будет почетным гостем Олимпиады.
Ольга Хижинкова
Конкурсы красоты в Беларуси давно стали мероприятием, на котором глава государства мог танцевать с самой красивой девушкой страны, а она при желании – начать хорошую карьеру. Мисс Беларусь-2008 Ольга Хижинкова летом 2020 года открыто поддержала протесты и стала ходить на воскресные марши.
В результате она потеряла работу в Национальной школе красоты и получила 42 дня ареста, которые, по словам сокамерников, администрация СИЗО на улице Окрестина превратила для Ольги в настоящие пытки. Но она завоевала любовь народа и стала настоящей героиней протестного периода.
Валерий и Вероника Цепкало
Валерий Цепкало объявил о своем участии в выборах 2020 года даже раньше Виктора Бабарико, чем вызвал фурор среди журналистов и экспертов. Шикарная презентация избирательной кампании только подогрела интерес. Особенно когда бывший посол Беларуси в США и многолетний глава Парка высоких технологий в ответ на вопрос "Свободы" сказал, что методы правления Лукашенко, мягко говоря, устарели.
Затем были побег из страны с детьми и взлет политической карьеры жены Валерия Цепкало Вероники, которая вместе со Светланой Тихановской и Марией Колесниковой стала главным символом избирательной кампании. Воспользуются ли супруги Цепкало накопленным политическим капиталом, покажет время.
Игорь Лосик и другие блогеры
В 2020 году независимые блогеры стали для белорусских властей более опасными, чем оппозиция. Они полностью переиграли государственную пропаганду в борьбе за влияние на интернет-аудиторию. Некоторые из них решили заняться политикой, как, например, Сергей Тихановский или Александр Кабанов и Сергей Петрухин.
Так или иначе, именно блогеры одними из первых почувствовали на себе, что такое репрессии. Большинство белорусских политических ютуберов и администраторов крупнейших телеграм-каналов попали за решетку еще в июне. Кто не попал, вынужден был бежать за границу.
Ян Солонович и студенты
Студенческие акции у стен университетов и уличные марши стали значительной частью белорусских протестов. Сотни студентов в результате попали в тюрьму, были приговорены к "суткам", стали фигурантами уголовных дел.
Студента четвертого курса БГУИР Яна Солоновича судили за участие в акциях протеста восемь раз (на 114 суток), он находится в тюрьме с начала ноября. Тринадцать студентов, осужденных по уголовным делам, признаны политзаключенными.
Наталья Дулина и преподаватели и учителя
На пассивность учителей и преподавателей в Беларуси жаловались не меньше, чем на аполитичность спортсменов. Да еще обвиняли в участии в фальсификации выборов. Все снова изменилось в 2020 году, когда во многих участковых комиссиях результаты выборов кардинально отличались от официальных, а с началом учебного года к студенческим протестам открыто присоединилось большое количество преподавателей.
В качестве примера можно назвать уволенную за стихотворение учительницу Анну Северинец или преподавательницу МГЛУ Наталью Дулину, которую, помимо увольнения, еще и приговорили к "суткам".
Марфа Рабкова и волонтеры
Волонтеры помогали осужденным на "сутки" задолго до 2020 года, но в этом году их работа стала особенно важной, учитывая огромное количество пострадавших.
Палатки волонтеров появились и до сих пор стоят возле всех тюрем, куда привозят "политических". Волонтеры составляют списки заключенных, помогают с передачами, встречают освобожденных и развозят по домам. А также фиксируют преступления силовиков против белорусов и сами попадают в тюрьму. Как координатор волонтерской службы "Весны" Марфа Рабкова, которую обвиняют в организации массовых беспорядков.
Степан Латыпов и защитники дворов
Протесты в минских дворах – изобретение исключительно белорусского лета и осени 2020 года. Это даже скорее не протесты, а гражданская активность, объединившая жителей десятков дворов по всему Минску. Самым известным из них, наверное, стала "Площадь Перемен".
Политзаключенный Степан Латыпов – один из тех, кто создал эту "Площадь Перемен". С 15 сентября Степан за решеткой, его подозревают по статье "массовые беспорядки".
Ян Гриб и протестующие пенсионеры
"Марши мудрости" по понедельникам появились в тот момент, когда можно было услышать, что протесты в Беларуси пошли на спад.
В пенсионеров стреляли из огнестрельного оружия, пытались разгонять газом, перекрывали им улицы, сажали на "сутки". Но они продолжают собираться каждый понедельник у Красного костела. 83-летний поэт Ян Гриб – один из тех, кто ходит на все подобные акции.
Журналисты независимых медиа
У журналистов негосударственных СМИ всегда были проблемы во время работы на избирательных кампаниях. Однако в 2020 году эти проблемы достигли невиданных масштабов. Задерживать журналистов во время работы стали еще в июне. В августе их избивали, стреляли в упор и арестовывали.
Уже позже многие лишились возможности работать легально, а Катерина Андреева, Дарья Чульцова и Катерина Борисевич попали за решетку по уголовным делам. Все это только повышает доверие белорусов к работе негосударственных СМИ.
Фонды солидарности и их волонтеры
Пока весной Александр Лукашенко убеждал белорусов в том, что коронавирус – это "психоз", а чиновники преуменьшали масштабы пандемии, гражданская кампания # BYCOVID19 во главе с Андреем Стрижаком, Андреем Ткачевым, Юлией Дарашкевич и другими помогла сотням медицинских учреждений, доставила врачам сотни тысяч средств индивидуальной защиты.
Стрижак и Ткачев были вынуждены покинуть Беларусь и уже из-за границы присоединились к инициативам по оказанию помощи жертвам репрессий.
Сегодня белорусам помогают несколько инициатив. Фонд BY_HELP собрал более 4 млн долларов для пострадавших во время протестов, а в отношении его координатора Алексея Леончика в Беларуси возбуждено уголовное дело.
BYSOL помогает рабочим-забастовщикам и тем, кто потерял работу из-за гражданской позиции. Специальные инициативы работают с журналистами, студентами, врачами, деятелями культуры, бывшими силовиками. Все это, конечно, было бы невозможно без доброй воли белорусов.
Игорь Лещеня и дипломаты, поддержавшие народ
МИД стал одним из ведомств, сотрудники которого не побоялись встать в цепь солидарности в первые дни после выборов. Для сотрудников МИД это означало конец дипломатической карьеры в министерстве Владимира Макея. Как и для тех послов, которые, находясь за границей, решили поддержать протесты и открыто осудили насилие.
Первым из таких дипломатов стал посол Беларуси в Словакии Игорь Лещеня. За свое мужество он поплатился не только работой, но и званием дипломата.
Андрей Остапович и силовики, уволившиеся из органов
Старший следователь Партизанского РУВД Минска Андрей Остапович подал в отставку 16 августа в знак протеста против действий силовиков. Этот шаг едва не стоил ему свободы. Остапович сначала бежал в Россию, затем был депортирован оттуда, убежал в лес от своих бывших коллег, которые пришли его арестовать, и скрывался там несколько дней, пройдя около 70 километров.
Сейчас он вместе с другими бывшими белорусскими правоохранителями возглавляет организацию BYPOL, которая помогает бывшим силовикам и расследует преступления белорусских правоохранителей.
Сергей Дылевский и бастующие рабочие
Первые забастовки в Беларуси начались через неделю после выборов. Бастовали сотрудники Минского завода им. Козлова, МАЗа, МТЗ, БелАЗа, "Гродно Азота", "Беларуськалия" и многих других предприятий. Одним из лидеров протеста рабочих стал сотрудник МТЗ Сергей Дылевский.
Дылевский вошел в состав президиума Координационного совета, но позже был вынужден под угрозой ареста уехать в Польшу, откуда сейчас координирует протесты рабочих.
Инна Зайцева и креативные протестующие
Летние и осенние марши протеста запомнятся в том числе творчеством их участников. Лозунги, кричалки, плакаты, костюмы – как только белорусы не попытались выразить возмущение действиями властей. Среди всего этого особенно запомнится "бело-красно-белая невеста" из Бреста Инна Зайцева.
В своем платье она объехала несколько протестных городов. Инну задерживали до суда, потом оштрафовали. В декабре ее мужа Андрея арестовали на 15 суток за бело-красно-белый флаг на доме.
Тадеуш Кондрусевич и священники
Глава католической церкви в Беларуси Тадеуш Кондрусевич стал первым гражданином страны, которому официально запрещен въезд в Беларусь. Уже после этого за критические высказывания о действиях силовиков и властей лишили должности пресс-секретаря Белорусской православной церкви Сергея Лепина, а сама Церковь сменила своего лидера.
Несколько священников разных конфессий попали на "сутки". Были и примеры поддержки церковными лидерами силовиков, но это скорее исключение, чем правило.
Денис Чашун и спасатели
Начальник городской спасательной станции "Комсомольское озеро" Денис Чашун и его подчиненные спасли от задержания нескольких митингующих во время разгона воскресного марша в парке Победы.
За это они сами попали в изолятор на Окрестина. Денис до сих пор работает на своей должности, несмотря на суд и "сутки". Говорит, что не жалеет.
Алексей Санчук и музыканты протеста
Протесты 2020 года воплотились в огромном количестве новой музыки, вдохновленной уличными митингами и волной солидарности со стороны белорусов. Уже существует более 400 песен протеста.
Музыка протеста пошла во дворы и подверглась преследованию со стороны силовиков. Десятки музыкантов были задержаны на "сутки", а барабанщик Алексей Санчук стал подозреваемым по уголовному делу об организации массовых беспорядков. Это первый в истории современной Беларуси музыкант-политзаключенный.
Настоящим символом протестов стал неуловимый "Вольный хор" – он появляется в публичных местах Минска и исполняет белорусские патриотические песни.
Николай Дедок и анархисты
Свой след в протестах 2020 года оставили и белорусские анархисты, которым тоже досталось от властей. Игоря Олиневича и его соратников обвиняют в поджоге полицейских машин и отделения милиции. Николая Дедка жестоко задержали на конспиративной квартире и показали по государственному телевидению в полубессознательном состоянии.
Дела анархистов традиционно остаются одними из самых засекреченных, и даже родственники задержанных почти ничего не знают об их состоянии и ходе расследования.
Александр Лукашенко
Самая неоднозначная персона 2020 года в Беларуси – Александр Лукашенко. Но приуменьшить его роль в том, что против него объединились сотни тысяч белорусов, нельзя.
"Вместе и батьку бить легче", – гласит белорусская пословица. Или сгонять с должности. В любом случае белорусы еще никогда не были такими сплоченными, как в 2020 году.