Linkuri accesibilitate

В Минске судят журналисток. За стрим с акции им грозит тюрьма


Катерина Андреева и Дарья Чульцова в суде. Минск, Беларусь, 9 февраля 2021 года.
Катерина Андреева и Дарья Чульцова в суде. Минск, Беларусь, 9 февраля 2021 года.

В Беларуси начинается суд над журналистками телеканала "Белсат" Катериной Андреевой и Дарьей Чульцовой. Их задержали 15 ноября в Минске во время стрима с "Площади Перемен", когда силовики жестко разогнали участников акции памяти Романа Бондаренко, избитого до смерти неизвестными в штатском.

Андрееву и Чульцову обвиняют в "организации действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них". Им грозит штраф, арест, ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на этот же срок. Правозащитники признали журналисток политзаключенными и требуют их незамедлительного освобождения.

В чем "преступление"

В воскресенье 15 ноября во дворе, названном "Площадью Перемен", проходила акция памяти Романа Бондаренко, погибшего после избиения неизвестными в штатском. Когда люди собрались у народного мемориала, двор окружили силовики: они применили против участников акции светошумовые гранаты, а когда те встали в сцепку, чтобы защитить мемориал, начали жестко задерживать их.

Все это в прямом эфире телеканала "Белсат" несколько часов показывали и комментировали Катерина Андреева и Дарья Чульцова. Они находились в квартире на 14 этаже, куда их пустили жильцы, и вели оттуда стрим. В какой-то момент силовики ворвались в квартиру и задержали журналисток.

Сначала Катерину и Дарью обвинили в том, что они якобы участвовали в несанкционированной акции протеста и не подчинились милиции. По статье 23.34 и 23.4 КоАП Чульцова и Андреева получили по семь суток ареста. В постановлении отмечалось, что журналистки совершили правонарушение, однако состав преступления отсутствует, отмечает "Белсат". Но через три дня им предъявили обвинение по части 1 статьи 342 УК РБ "Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок". Девушек этапировали в тюрьму в Жодино.

По информации супруга Катерины Андреевой журналиста Игоря Ильяша, в вину девушкам вменяют то, что их стрим якобы остановил движение 13 автобусных маршрутов, трех троллейбусных и трех трамвайных. "Минсктранс" оценил ущерб в 11 562 рубля (около $4,5 тысячи).

С 15 ноября Катерина и Дарья находятся в заключении.

Катерина Андреева. "Совесть моя чиста, а правду говорить легко и приятно"

Катерина Андреева – корреспондент телеканала "Белсат".

Сотрудничала с Радио Свобода, украинским проектом Донбасс. Реалии, печаталась в "Народной воле" и российской "Новой газете". На телеканале "Белсат" работает с марта 2017 года, дважды (в 2017 и 2020 годах) признавалась "телевизионным лицом года". Лауреат конкурса Белорусской ассоциации журналистов "Свободное слово".

В 2020 году в соавторстве с супругом журналистом Игорем Ильяшом издали книгу "Белорусский Донбасс" – "исследование роли белорусов и Беларуси в донбасской войне". В течение прошлого года книга выдержала два тиража.

"Катерина категорически не признает свою вину и отказывается давать показания, – рассказывал Настоящему Времени Игорь Ильяш. – Для нее вряд ли это стало неожиданностью или шоком. Она прекрасно понимала, отдавала себе отчет, какому риску она подвергается, выходя каждый день на работу, освещая акции протеста, делая стримы с акций протеста. Она прекрасно понимала, в какой стране живет, и понимает, что в этой стране сейчас происходит государственный террор невиданных масштабов, что идут массовые репрессии. Мы много раз обсуждали с ней эту угрозу и понимали, что рано или поздно могут прийти за нами".

Игорь не может встречаться с супругой: ходатайства об изменении меры пресечения и о попытке добиться свидания с Катериной отклонены.

О жизни супруги он узнает из ее писем: о том, что в изоляторе она перенесла сильный аллергический приступ; о том, что она собирает материал для своей будущей книги и вообще держится бодро. В заявлении, переданном через адвоката, журналистка сообщает, что ее дело сфабриковано, это месть спецслужб за профессиональную журналистскую деятельность.

"15 ноября меня задержали по преступному приказу. В тот день силовики говорили мне: "Ты больше не будешь вести свои стримы никогда!" Затем вновь вышел преступный приказ, и меня поместили в тюрьму. Почти три месяца я провела за решеткой. По их замыслу заключение должно было сломить меня и заставить усомниться в правильности выбранного пути. Однако ничего подобного не произошло. Это время в СИЗО только закалило мой характер. А невероятная поддержка с воли наполняла радостью каждый день".

Она обратилась к суду с просьбой "разорвать цепь исполнения преступных приказов", так как выполнять преступный приказ – значит, участвовать в преступлении.

"Я буду счастлива независимо от приговора, так как совесть моя чиста, а правду говорить легко и приятно", – написала Катерина.

Игорь Ильяш о суде над журналистами "Белсата"
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:05:35 0:00

Дарья Чульцова. "Все равно берешь в руки камеру и идешь на съемку"

О предъявлении обвинения Дарье стало известно лишь 30 ноября, когда адвокат обжаловал постановление о мере пресечения.

Девушке всего 23 года. После окончания факультета журналистики Могилевского университета им. Кулешова она пробовала себя в репортаже, но позже увлекалась операторской работой, пишет "Белсат". После выборов 2020 года переехала в Минск, уже год сотрудничает с телеканалом.

"Она целенаправленная, самостоятельная и всегда имеет свою точку зрения", – рассказывала белорусской службе Радио Свобода мать Дарьи. О том, что пойдет в журналистику, девушка сказала родным на выпускном. "Я была категорически против, не знала, как ее отговорить. Переубедить пробовали и тетя, и сестра, – вспоминает мать Даши. – Но она была категорична: "Если не в журналистику, то никуда".

О ее аресте родные узнали из СМС правозащитников. Надеялись, что все обойдется, но когда появилось уголовное дело, пришли в ужас. "Дочь выполняла свою работу, держа в рука камеру", – настаивает ее мать.

Подруга Дарьи Кристина вспоминала для "Белсата" их разговор еще до задержания. Когда она спросила у Дарьи, не боится ли она ареста, журналистка ответила: "Этого сложно не бояться, морально себя каждый раз подготавливаешь к такому, все равно берешь в руки камеру и идешь на съемку. О чем говорить, если даже мужчины-операторы просто отказываются выходить на репортажи, потому что их избивали, не жалея?! Кто тогда это будет освещать? Вот и идешь на свой страх, надеясь, что ты девочка, а значит, тебя могут пожалеть".

Мать Дарьи говорит, что дочь в своих письмах из СИЗО ни на что не жалуется, только волнуется, как родные переживают ее заключение.

XS
SM
MD
LG