Чтобы лучше понять суть происходящего и заодно попытаться предугадать развитие событий, нужно внимательнее рассмотреть действующих игроков. Впрочем, наблюдатели сходятся в том, что военная эскалация представляется маловероятной, поэтому даже негативный сценарий вряд ли выйдет за рамки политического, дипломатического, информационного и экономического клинча.
Начну, пожалуй, с довольно красочной и ёмкой характеристики Катара, вокруг которого продолжается дипломатический скандал. С одной стороны, маленький эмират характеризуется как главный газовый «хаб», то есть узел Ближнего Востока, питающий Европу и Юго-Восточную Азию сжиженным природным газом. Но в отличие, например, от постсоветских нефте- и газодобытчиков, Катар не довольствовался ролью бензоколонки, а щедро инвестировал в развитие высоких технологий, продвигал свои интересы за рубежом благодаря крупнейшему арабскому телеканалу «Аль-Джазира», создавал авиакомпании и спонсировал титулованные футбольные клубы, открывал многомиллиардные суверенные фонды для инвестиций за рубежом.
С другой стороны, это своеобразная «корпорация глобалистов», то есть опорная точка тех самых либеральных интервенционистов в Демократической партии США, которые вдохновили и поддержали «арабскую весну». А весна эта, как мы помним, означала стремительный слом ряда коррумпированных, но светских режимов, которым на смену должен был прийти «просвещенный политический ислам», но пришло, как известно, нечто другое.
Однако поражение Хиллари Клинтон в 2016 году означало и поражение Катара, который однажды, в 2013 году, уже получил совместную оплеуху от Египта и Саудовской Аравии в виде разгрома «Братьев-мусульман» и восстановления военно-светского режима в Каире. Но тогда Доху не наказали лишь потому, что в Вашингтоне сидели ее покровители. «Катарская элита… присоединилась к глобальному проекту, рассчитывая занять в нем небольшое, но важное место. Соответственно, Катар сразу же стал противником большинства арабских режимов, ориентированных на имперскую республиканскую элиту США», - поясняет петербургский блогер Анатолий Несмиян. И теперь разозленные Катаром режимы выбрали момент для его наказания.
В то же время маленький эмират неудобен республиканской элите США с точки зрения газовых интересов самих американцев. «Катар не сможет переориентироваться на имперскую элиту США – в таком формате он существенно снижает свой статус и будет вынужден лишиться большинства своих перспективных планов развития. Уже поэтому перед Трампом стоит задача не столько переориентировать Катар на себя, сколько отбросить его в развитии настолько, что даже по возвращению демократов-глобалистов к власти они уже не смогли бы рассчитывать на династию Ат-Тани, как на свой ресурс в регионе», - отмечает Эль-Мюрид.
Между тем, влиятельное американское влияние The Foreign Policy предполагает, что за хакерской атакой на СМИ Катара, которая спровоцировала большой региональный скандал, стоит Иран, которому выгоден раскол в суннитских монархиях. Такое же мнение выражает агентство «Регнум» - ведь ссора Катара с саудитами, а также, не будем забывать, продолжающаяся война в Сирии перечеркивают все планы по строительству «суннитского» газопровода через Аравийский полуостров до Египта или Средиземноморского побережья Сирии.
«Дипломатический кризис вокруг Катара уходит корнями в американо-иранские отношения, точнее – в их отсутствие. После введения дополнительных санкций в отношении Тегерана Белый дом окончательно утратил влияние на внутрииранские политические расклады, где с каждым месяцем растёт присутствие европейского и китайского капитала. Поэтому сближение Катара и ИРИ – шаг на пути к негласному присутствию американского капитала на территории исламской республики», - полагает автор публикации на сайте «Регнума».
Тем временем, саудовский телеканал Al Arabiya со ссылкой на египетские источники сообщает о появлении в Катаре иранских бойцов Корпуса стражей исламской революции. Да не просто в Катаре – чуть ли не в личных покоях 37-летнего эмира Тамима бин Хамада аль-Тани. И если приход КСИР официально не подтвержден, то появление иранских боевых кораблей у берегов Омана – факт. На помощь эмиру идет и Турция – парламент этой страны одобрил отправку воинского контингента в соответствии с двусторонним соглашением. А вслед за Турцией подтягивается Пакистан, который также планирует направить войска.
Так что же, вырисовывается необычный альянс, построенный не по религиозному принципу? «В отличие от Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна, которые хотели бы вместе с Турцией сформировать единые суннитские позиции касательно Ирана, Анкара и Доха являются приверженцами сбалансированного подхода. Они считают, что экономические отношения с Тегераном должны развиваться, и существующее региональное соперничество не должно перерасти в открытую конфронтацию», - пишет мой армянский коллега Эдуард Абрамян на сайте «Армянский интерес».
И вот самая свежая новость: госсекретарь США Рекс Тиллерсон в ходе выступления в комитете по иностранным делам Палаты представителей заявил, что причисление «Братьев-мусульман» к террористическим организациям создаст проблемы безопасности на Ближнем Востоке, поскольку в ряде стран «Братья» стали частью правящего класса. Например, в Бахрейне и Турции они прошли в парламент, цитирует госсекретаря канал «Аль-Джазира».
Оставим в стороне сам факт нежелания или неготовности США причислять «Братьев» к террористам. Это вопрос дискуссионный и, наверное, лежит в плоскости политики и морали. Гораздо интереснее мотивы. Например, может быть неготовность США идти на удушение Катара, ведь им пришлось бы открыто требовать от эмира запрещения организации. С другой стороны, можно говорить о стремлении США разозлить Саудовскую Аравию, для которой уничтожение «Братьев-мусульман» - вопрос принципа. А зачем злить? Не затем ли, чтобы усилить конфронтацию и собрать дивиденды? Есть еще один вариант: не зря Тиллерсон назвал Турцию и Бахрейн. Опять же это неприятный сигнал Саудовской Аравии, у которой явно портятся отношения с Турцией из-за Катара. А уж если и в покорном Бахрейне окажется «гнездо» этих самых «Братьев», Эр-Рияд может потребовать от Манамы избавиться от них. Это, в свою очередь, вызовет негативную реакцию Ирана, который и так показал Бахрейну «желтую карточку» - большинство населения этой крохотной страны составляют шииты, но правят ими сунниты под чутким руководством Саудовской Аравии. Это Ближний Восток, господа! Давайте не будем спешить с выводами – мы увидим и не такое.
Читайте также:
Скандал в благородном семействе ваххабитов
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă