Linkuri accesibilitate

Первый после Бисмарка


16 июня в возрасте 87 лет скончался Гельмут Коль, бывший канцлер ФРГ и лидер Христианско-демократического союза, один из виднейших политиков Германии и Европы. Его считают величайшим канцлером послевоенной ФРГ наряду с Конрадом Аденауэром и Вилли Брандтом. Но Гельмут Коль, войдя в сонм великих западных политиков 80х годов вместе с Рональдом Рейганом, Маргарет Тэтчер и Франсуа Миттераном, оставил после себя особый, уникальный след в истории – образ канцлера, объединившего Западную и Восточную Германию.

Родившийся в семье ревностных католиков и консерваторов, ставший свидетелем ужасов Второй Мировой войны (к слову, он был призван в Гитлерюгенд, но не успел совершить «подвигов» во имя Третьего Рейха), Гельмут Коль твердо усвоил один жизненный урок: необходимо твердо добиваться своих целей, проявляя гибкость и склонность к мирному, конструктивному диалогу.

Многие сравнивают Коля с Отто фон Бисмарком – объединителем Германской империи в 1871 году. Но если великий «железный канцлер» без колебаний применял силу («железом и кровью»), то канцлер новой Германии предпочитал компромиссы, порой хитрость в сочетании с настойчивостью. Рано начав карьеру политика в родном Рейнланд-Пфальце, молодой Гельмут пошел по партийной лестнице (разумеется, консерватор мог вступить только в ряды христианских демократов) и уже в 29 лет стал депутатом ландтага. В 33 года он стал лидером земельного филиала ХДС, а в 39 лет – премьер-министром земли Рейнланд-Пфальц, самым молодым в истории ФРГ.

А 1 октября 1982 года впервые в истории Западной Германии Бундестаг вынес вотум недоверия правительству социал-демократа Гельмута Шмидта из-за распада коалиции со свободными демократами. И лидер оппозиционных христианских демократов Гельмут Коль, сформировав коалицию с СвДП, стал канцлером. В марте 1983 года внеочередные выборы в парламент принесли ХДС и СвДП победу, и новый канцлер полностью подтвердил свою легитимность. Гельмуту Колю было суждено войти в новейшую историю Германию как канцлеру-долгожителю – 16 лет у власти. Дольше продержался только Бисмарк (19 лет), но тогда была империя, а не республика.

Уроженцу Людвигсхафена повезло жить в эпоху перемен. По воспоминаниям очевидцев бурных событий второй половины 80х годов, никто не мог представить себе, что Германия вновь объединится. «Колю очень повезло. Он стал политиком, который почувствовал исторический момент и смог воспользоваться исторической случайностью», - сказал «Газете» Александр Рар, научный директор Германо-российского форума.

Но для начала нужно было решить проблемы европейского единства, и Коль не преминул протянуть руку Франции, поехав 22 сентября 1984 года во французский Верден на памятные мероприятия по случаю 70-летия начала кровопролитной битвы времён Первой Мировой войны. Рукопожатие Коля и Миттерана стало символом сближения двух стран и заложило основу новой, еще более интегрированной Европы. А потом началась перестройка в СССР…

Звездный час Гельмута Коля наступил в 1989 году. Социалистический блок разваливался на глазах. В Польше и Венгрии прошли свободные выборы, которые смели коммунистические правительства. Десятки тысяч жителей ГДР, уставшие от Эриха Хонеккера, ортодоксального даже по меркам Варшавского договора, хлынули через Чехословакию и Венгрию в Австрию и оттуда в ФРГ. Было ясно, что дни Восточной Германии сочтены. Горбачев не собирался мешать очевидному процессу, и США тоже не возражали. Правда, было определенное недовольство у Франции и особенно у Великобритании в лице Маргарет Тэтчер, которая не скрывала своих опасений по поводу усиления влияния Германии, причем говорила это в лицо Колю.

«Он сделал многое, чтобы обеспечить стабильность внешнеполитического окружения. Тогда еще воспоминания о Второй мировой войне были гораздо живее, и Германии было необходимо доказать европейским соседям, что новая страна не имеет ничего общего с предыдущей единой Германией, что у нее нет реваншистских идей», - рассказал Александр Рар в беседе с «Газетой».

«Колю понадобилось применить весь свой дипломатический талант для того, чтобы, объединив Германию, не допустить ее немедленного попадания в европейскую изоляцию. Те уступки, на которые он тогда пошел, до сих пор остаются предметом жарких дискуссий в немецком обществе и даже теперь, почти 30 лет спустя, составляют, по сути, основное содержание внутриполитической жизни. Именно тогда, на исходе восьмидесятых, был выработан реализуемый по сей день вариант евроинтеграции, в экономической основе которого – валютный союз без политического», - отмечает Московский центр Карнеги.

«Он (Коль) выстроил успешные отношения с Горбачевым и Ельциным, что помогло не только в воссоздании немецкого единства, но и в максимально быстром выводе советских/российских войск из нее. Соседи Германии… получили гарантии своей безопасности, и ее имидж в их глазах значительно улучшился. Германия стала восприниматься не просто как безопасная держава, но и как становой хребет Евросоюза. Коль сохранил страну в НАТО, и избавился от прежних ограничений, которые нависали над ней после Второй мировой войны», - пишет «Форбс».

Правда, не все решения Гельмута Коля считаются в Германии позитивными. Например, сегодня бывшему канцлеру не могут простить то, что он фактически привел к власти канцлера нынешнего. «Девочка Коля» по имени Ангела Меркель, едва возглавив Христианско-демократический союз в 2000 году, стала отходить от «линии партии» и разошлась во взглядах со своим наставником. В 2014 году бывший канцлер от души «проехался» по своей протеже, нелестно отозвавшись о ней в своей книге «Беспокоясь о Европе». Вот только две цитаты:

Госпожа Меркель никогда не могла правильно держать вилку и нож. На официальных государственных приемах она вела себя настолько безобразно, что мне приходилось неоднократно призывать ее к порядку.

Дама без характера, глядя на которую, хочется только перекреститься.

Кроме того, Коль не поддержал линию Берлина на конфронтацию с Москвой. «Запад так же, как и Россия и Украина, должны заботиться о том, как им не потерять все, что мы уже наработали», - писал политик в своей книге. А еще он осудил миграционную политику Германии. «Решение проблемы лежит в затронутых регионах. Оно не лежит в Европе. Европа не может стать новой родиной для миллионов обездоленных людей со всего мира», - написал бывший канцлер в предисловии к венгерскому изданию книги.

«Гельмут Коль всегда был противником силовых методов и выступал за сближение России с устоявшимися западными институтами. Как и первого президента СССР Михаила Горбачева, его можно назвать человеком, сделавшим огромный вклад в завершение Холодной войны», - сказал «Коммерсанту» профессор МГИМО Николай Павлов.

«После Гельмута Коля останется именно то, что видно с большого, космического расстояния. Образ человека, обладавшего фигурой и пластикой гиганта не только в физическом значении, но и в политическом смысле слова. Немецкий триумф по-новому: европейская Германия, а не огерманизированная Европа», - пишет РБК. И добавить нечего.

Читайте также:

Король пал, но партия не окончена

Россия и Германия – конец «странной дружбе»?

Мальтийский голубь: как Горбачев сдал всё в обмен на ничего

Когда рухнула Стена. К 25-летию начала конца биполярного мира

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG