Linkuri accesibilitate

Встреча на Эльбе. Часть 1


«Наконец-то они встретились» - так, наверное, отреагировали многие эксперты и обыватели на новость о первой личной встрече президента США Дональда Трампа и президента России Владимира Путина 7 июля. И хотя беседа состоялась «на полях» саммита «Большой двадцатки» в Гамбурге, а не в ходе двустороннего мероприятия, ее значимость не уменьшилась, тем более что вместо запланированных 30 минут президенты говорили 2 часа 15 минут.

Пожалуй, я не стану пересказывать официальную сторону – про «грандиозность» встречи, как сказал Трамп, или про крепкое рукопожатие лидеров. Во-первых, содержание встречи стало достоянием гласности лишь поверхностно – Сирия, Украина, «русские хакеры на американских выборах» и т.д. Во-вторых, первые с момента прихода Трампа американо-российские переговоры по определению не могли стать прорывом – сам факт личной встречи на фоне скандалов и спекуляций уже является событием! Кстати, именно переговоры Трампа и Путина были названы центральным событием «двадцатки».

Но чтобы не упустить сути прошедшего события, перечислю четыре пункта, которые, по словам Сергея Лаврова, стали важным результатом встречи президентов. Это начало перемирия на юго-западе Сирии с 9 июля; это двусторонний канал переговоров по урегулированию в Украине на основе Минских соглашений; это проблемы кибербезопасности, для чего будет создана двусторонняя рабочая группа; это, наконец, ускорение процедур назначения новых послов США в России и России в США. К слову, сразу после Гамбурга американцы назначили спецпредставителя по украинскому урегулированию – им стал Курт Уолкер, бывший полпред США при НАТО.

О напряженности и содержательности разговора Трампа и Путина говорит хотя бы то обстоятельство, что первую леди США Меланию Трамп попросили войти в комнату переговоров и попытаться их завершить, но у нее ничего не вышло. «Был такой уровень вовлеченности и обмена мнениями, что никто из них не хотел останавливаться. За дверь переговорной комнаты заглядывали люди. В какой-то момент они даже отправили первую леди посмотреть, сможет ли она нас оттуда вытащить. Очевидно, ей это не удалось», - рассказал журналистам госсекретарь США Рекс Тиллерсон (цитата по РИА Новости). Помимо прочего, он указал на наличие «химии» - так принято называть позитивные личные отношения между политиками даже при наличии противоречий между их странами.

Посмотрим теперь на реакцию экспертов и разнообразные утечки. Начну с сообщения в газете The New York Times, которая со ссылкой на неназванный источник в Белом доме утверждает, что Трамп без обиняков завел разговор о «русских хакерах». По словам анонимного собеседника НЙТ, Трамп прямо спросил Путина «Вы сделали это?» и получил отрицательный ответ. Вместе с тем, продолжает источник, «Трамп давил на Путина минут 40, и временами беседа проходила на повышенных тонах, поскольку Путин громко требовал у Трампа доказательств». Уже после саммита президент США написал в Твиттере, что «дважды надавил на Путина» по этому вопросу.

Краткий обзор американской прессы от «Газеты»:

Газета The New Yorker: «Броманс» (мужская дружба) между Путиным и Трампом «вновь возвращается». «Путин получил от встречи всё что хотел – уверения от США в том, что они уйдут от обсуждения выборов и нормализуют отношения. Со своей стороны Трамп мог сказать, что он поднял вопрос российского вмешательства».

Телеканал CNBC называет встречу обоих президентов «уютной» и отмечает, что она «предвещает разочарование тех, кто хотел, чтобы Трамп бросил вызов Путину утверждениями о правонарушениях и потенциальных последствиях».

Газета The Los Angeles Times: Трамп поднял вопрос о вмешательстве в выборы чисто для проформы, а затем перешел к другим моментам обсуждения. «Трамп поднял вопрос, но не продемонстрировал ни неприязни, ни раздражения», - говорится в статье.

Телеканал CNN: «встречи между двумя основными игроками на мировой арене, представляющими два враждующих государства, всегда дают повод для некоторых недоразумений, целенаправленных или нет». «Русские слышат то, что хотят услышать, и американцы тоже», - резюмирует CNN.

Журнал The Atlantic: анализ встречи затруднен, поскольку обе стороны сделали все возможное, чтобы предотвратить утечку информации: «Это означает, что любому, кому интересно узнать, что обсуждалось, приходится полагаться на мнения двух вовлеченных правительств – при этом ни одно из них не обладает безупречной репутацией».

Газета The New York Times оценивает итоги первой встречи Трампа и Путина как очень скромные: «… в конце дня обе страны прошли осторожными шагами малыша». Со стороны Трампа такие осторожные шаги — следствие понимания, что «любая уступка российскому лидеру приведет к обвинениям в том, что он, в конце концов, вознаградил смелую попытку России внести раздрай в американскую избирательную систему». Путин, по мнению газеты, действует осторожно, т.к. ведет «игру вдолгую» и убежден, что «сочетание информационной войны, активных мер и агрессии на низком уровне в конечном итоге обеспечит ему то, что он хочет, - восстановление статуса России».

Обзор комментариев российских и западных экспертов от газеты «Ведомости»:

Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин: «Если не «химия», то деловой контакт между Путиным и Трампом установлен… То, что вышли за пределы очень консервативной американской оценки и осторожной – российской, показательно. По результатам встречи ничего определенного на этот момент сказать нельзя… Конфликт между Россией и США имеет фундаментальное значение, он про миропорядок, быстро и легко не решится».

Профессор международных отношений университета Джорджтауна Чарльз Купчан: «Даже если Трамп и Путин удачно провели первую встречу…, сделать еще предстоит ой как много. Найти общие интересы в Сирии будет очень сложно, а найти дипломатическое решение к конфликту на Украине не проще. А расследование о вмешательстве России в американские выборы станет еще одной ложкой дегтя в их совместной работе».

Замдиректора Института Кеннана в Вашингтоне Уильям Померанц: «С точки зрения Путина, эта встреча уже успех, потому что ставит его в один ряд с президентом США. Помимо этого, он ведь главный политический долгожитель этой встречи, после него только Ангела Меркель. И если подумать о трех мировых лидерах, которые больше всего Путину противились — …Обама, …Кэмерон и …Олланд, — они все ушли! А Путин все еще на месте. И вспомните, как принимали Путина на G20 в Брисбене, Австралия, три года назад — да с ним никто даже не разговаривал, он был в изоляции! Трампу, правда, все равно, он, скорее всего, и не знает, что там в Брисбене произошло. Он тоже попробует отношения с Москвой исправить – правда, шансы на это мизерные».

Завсектором внешней и внутренней политики США Института мировой экономики и международных отношений Виктория Журавлева: «…У Трампа нет его обычной петушиности, которая Путиным не была бы принята, потому что он сам такой же. Два признака указывают на то, что намерения у них были серьезные: Сергей Лавров и Рекс Тиллерсон встретились до и, скорее всего, проработали повестку, ну и встреча растянулась на два часа, и было бы стыдно выйти после такого ни с чем. На встречах, которые предполагают простое знакомство, такого не происходит».

Профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд: «По всем параметрам встреча стала успехом, «химия» между двумя лидерами определенно была. Соглашение по перемирию в Сирии показывает, что оба правительства хотят продвинуться в вопросе учреждения безопасных зон… Даже если другие темы, такие как Украина или кибербезопасность, они и затронули, довольно сомнительно, что им удалось достичь чего-то существенного, скорее они показали, что готовы к поиску решений, которые помогут снизить разногласия. В целом, желание уйти от новой холодной войны явно есть, правда, камней на этом пути слишком много, а одна встреча ситуацию сильно не прояснит».

Директор Центра стратегического прогнозирования Атлантического совета в Вашингтоне Мэтью Бэрроуз, в прошлом работал в ЦРУ, Госдепартаменте и Национальном совете по разведке США: «Перемирие [в Сирии], как уже печально известно, очень трудно воплотить в жизнь, и, к сожалению, в США к России, помимо Трампа, никто особенно доверия не питает. Если Башар Асад еще раз "случайно" атакует силы повстанцев, то в Пентагоне и других структурах найдется много людей, которые тут же начнут за это обвинять Россию. Трампу в этом случае придется лично взаимодействовать с Москвой, чтобы вернуться к перемирию... Что касается Украины, то эта тема ближе к телу в случае с Москвой, тут интересы России намного больше затронуты…».

Мысль господина Бэрроуза по поводу (не)доверия к России в Вашингтоне продолжает главный редактор журнала «Контрапункт», выпускаемого Институтом российских, европейских и евразийских исследований Университета Джорджа Вашингтона, Мария Липман в интервью «Голосу Америки». «Он [Трамп] подвергается каждодневному осуждению в той или иной форме в прессе США, а часть истеблишмента вообще считает, что Трамп, возможно, заслуживает импичмента, и есть смысл работать в этом направлении, – считает она. – В этом смысле возникает парадоксальная ситуация. Трампу в преддверии саммита как бы давался наказ, что он должен говорить Путину на встрече. Как будто ему внезапно доверили защиту американских интересов, при том, что не доверяют в целом, что он в состоянии эффективно управлять страной».

Госпожа Липман ссылается на американскую прессу, которая считает, что Трамп «недостаточно жестко себя вел с Путиным, и что он не должен был говорить о том, что для него честь встретиться с российским президентом». «Кроме того, отмечается дипломатический просчет в вопросе о вмешательстве России в президентские выборы в США, – продолжила она. – Потому что российская сторона раньше заявила о том, что Трамп якобы согласился с позицией Путина о невмешательстве Москвы (в выборы). Американская сторона уже позже выступила перед прессой с соответствующим заявлением. Надо первыми делать такие заявления на камеру, чтобы именно они становились новостью, а опровержение другой стороны выглядело как реакция на нее».

Продолжение следует…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG