Так получилось, что «сквозной» темой встречи Трампа и Путина стала проблема кибернетической безопасности, а точнее, «русских хакеров». Правильнее будет сказать, что это была не просто «сквозная», а определяющая тема, тема-индикатор. Во-первых, этот пункт – самый большой раздражитель в двусторонних отношениях – даже больше, чем Сирия или санкции. Во-вторых, для Трампа вопрос чести убедить свое общество и особенно истеблишмент в том, что победа 8 ноября 2016 года была честной и без русской «помощи». В то же время для истеблишмента вопрос чести доказать вмешательство Москвы и подготовить почву для еще более жестких санкций (об этом в другом материале).
Эксперт по проблемам международной безопасности Юрий Федоров в интервью Радио «Свобода» указывает на разные трактовки итогов обсуждения «больной» темы в Гамбурге. Так, по словам Сергея Лаврова, на которого ссылается Федоров, Путин отрицал вмешательство, и Трамп принял эти объяснения. А вот госсекретарь Рекс Тиллерсон сказал иначе: «Были непреодолимые расхождения в трактовке этого вопроса, но президенты решили идти дальше, не обращая на это внимания, как бы оставляя это за скобками».
В обстоятельном редакционном материале «Свобода» указывает в несколько ироничном тоне на то, что американцы с тревогой «провожали» Трампа на встречу с Путиным чуть ли не как на фронт. Так, бывший посол США в России и бывший советник Барака Обамы Майкл Макфол незадолго до саммита в Гамбурге опубликовал целую «памятку» для Трампа на страницах газеты The Washington Post, указывая, например, на темы, которые можно касаться, и темы, которые лучше обойти. «Необычная попытка советника бывшего президента… стала свидетельством крайнего беспокойства политической элиты перед встречей непредсказуемого президента Трампа с очень искушенным в подобного рода переговорах президентом Путиным», - отмечает радиостанция.
Между тем, газета The New York Times предупреждала Трампа, что встреча с Путиным – это «поединок мужественности», он обязан показать себя сильным лидером, ибо цена поражения будет очень высока. Бывшие сотрудники американских спецслужб, цитируемые изданием Business Insider, указывали на то, что Путин «съест Трампа на закуску», если американский президент окажется неподготовленным к этой встрече или поддастся соблазну импровизации.
Но вот встреча закончилась, и эксперты делятся с редакцией «Свободы» своими размышлениями. Например, бывший помощник госсекретаря, ныне старший директор по правам человека Института Маккейна Дэвид Кремер полагает, что Трамп хочет улучшить отношения с Россией, но нет уверенности в том, что это желание есть у Путина. При этом Москве вряд ли удастся добиться снятия санкций, даже если на это согласится Белый дом. «…Если президент Трамп решит пойти на такой шаг, то Конгресс, я полагаю, тут же узаконит масштабные санкции своей властью», - полагает эксперт. По его мнению, хорошие двусторонние отношения на данный момент невозможны, пока Путин остается у власти. «Вспомним, с чего начинали администрация Буша-младшего, администрация Обамы. Если Дональд Трамп верит в то, что он обладает уникальной способностью успешно вести дела с Путиным, ему грозит большое разочарование, он столкнется с неприятным сюрпризом», - поясняет Кремер.
Бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона Дэниэл Гурэ, в свою очередь, считает, что тревоги по поводу встречи Трампа с Путиным преувеличены: «Я думаю, что президент Трамп воспользуется этой встречей с Путиным попросту для того, чтобы утереть нос американской прессе, своим критикам в Конгрессе и предыдущей администрации, продемонстрировав, что он может поддерживать отношения с Путиным». «Для этого даже не требуется достижения никаких конкретных результатов, – продолжает Дэниэл Гурэ. – Достаточно того, что он встречается с Путиным, ведет с ним дела и, не исключено, будет способен в будущем добиться некоей сделки». По мнению эксперта, с точки зрения администрации Трампа, «Россия находится сравнительно низко в списке приоритетных вопросов внешней политики». Самой главной проблемой Белый дом считает исламский фундаментализм, затем идет китайская агрессия, иранский экспансионизм, иракская проблема, Северная Корея, и лишь где-то на четвертом-пятом месте находятся отношения с Россией.
Наконец, бывший глава российского отдела Совета по национальной безопасности при президенте США Эндрю Вайс считает главной целью Путина «большой троллинг против имиджа Америки в мире». «И тот факт, что сейчас Россия и российские политические деятели могут публично заявить, что Америка слабая демократия, что Америка несерьезная мировая держава при Трампе – это всё очень полезно для их риторики, для их политических претензий», - поясняет собеседник «Свободы». Он уверен в том, что приход Трампа успокоил Путина, который не видит опасности смены власти в Кремле, как это было после «цветных революций» на постсоветском пространстве и во время московских протестов 2011-2012 годов.
С другой стороны господин Вайс указывает на серьезные «ляпы» Дональда Трампа во внешнеполитической риторике. «Я думаю, заметно, что администрация Трампа очень плохо организована. Переходный период всегда нестабилен, но, конечно, это при Трампе всё совсем плохо. В Варшаве президент заявил, что собирается продать противоракетную систему Польше. Потом он говорит, что Польша – это союзник США против Европейского союза. Это безобразие, это очень противоречивая позиция! Нет стратегического характера в целом. Может быть, это будет формулироваться в следующие месяцы, поживем – увидим», - сказал эксперт в интервью «Свободе». (На тему визита Трампа в Варшаву будет отдельный материал).
Между тем, американское издание The Daily Beast, не отличающееся любовью к России, опубликовало статью со ссылкой на анонимных западных дипломатов, близких к американо-российским переговорам. Перед встречей в Гамбурге некий западный чиновник, вторя опасениям европейских дипломатов, сказал: «Когда вы встречаетесь с русскими, ни в чем не уступайте за «просто так»!». В соответствующих кругах обеспокоены неопытностью Трампа и умением Путина лавировать, что, как говорят собеседники американского издания, может привести к деградации американо-европейских отношений и активизации наступательной политики России. Вместе с тем, собеседник издания считает улучшение российско-американских отношений хорошей перспективой. «Оно имеет решающее значение для того, что мы пытаемся достичь в Северной Корее, Иране и Сирии», - пояснил анонимный источник.
Теперь предлагаю краткий, но содержательный обзор экспертных мнений от газеты «Коммерсант»:
Руководитель программы «Российская внутренняя политика» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников: «Я не ожидал каких-то прагматических результатов, потому что неправильно сравнивать ее со встречами Горбачев и Рейган или Брежнев и Никсон. Там настоящие серьезные переговоры, хорошо подготовленные, с основательной работой экспертов. А здесь почти импровизация, больше эмоционального контакта, чем рационального».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Что касается формально единственной пока договоренности о зоне деэскалации на юге Сирии, так не всё зависит от Трампа и Путина, там есть много других сил. Вы хотели многополярного мира, вы его получили, там Турция, Иран и прочие. Это некий символ, что на эту тему можно поговорить. А все остальные переговоры, это вполне ожидаемо, это никакое не историческое событие. Президенты увиделись, поговорили, посмотрели друг на друга. Судя потому, что говорили долго — им было интересно».
Научный сотрудник программы по изучению России и Евразии британского Королевского института международных отношений Ричард Саква: «Следует отметить, что оба лидера – очень прагматичные люди, и тон переговоров тоже был наполнен прагматизмом. По всей видимости, лидерам удалось отойти от идеологизированного характера, который был присущ встречам Путина с Обамой. Это начало того, что может оказаться важным и продуктивным сотрудничеством».
Эксперт клуба «Валдай», обозреватель в «Аль-Монитор» Максим Сучков: «Решения, подобные установлению новой зоны деэскалации на юге Сирии при участии Иордании, готовятся не одну неделю и требуют колоссальной политической воли с обеих сторон… Победителем по итогам встречи является ни Путин, ни Трамп, а Россия, США и те страны, для кого сохраняющаяся конфронтация является болезненной и несет только политический, экономический и прочий урон».
Научный директор Германо-российского форума Александр Рар: «Необходимо срочно менять нарратив. Нужно выходить из ситуации холодной войны, думать о тех сферах, в которых можно сотрудничать… Иронизировать по поводу обсуждения… проблем кибербезопасности могут те люди, которые сделали все для того, чтобы эта встреча не состоялась. На это были брошены громадные ресурсы. Но встреча состоялась и заняла не полчаса, а гораздо больше времени. Такого не желали даже некоторые советники Трампа, которым не хотелось бы, чтобы между лидерами выстраивались близкие отношения…».
Но на этом, пожалуй, пора прекратить оптимистические славословия. Почему? Потому что не успели остыть двигатели президентских самолетов, покинувших Гамбург, как пошел «откат» договоренностей.
Окончание следует…
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă