Linkuri accesibilitate

Новые санкции против России: в чем суть? Часть 2


Российское издание Eurasia Daily обращает внимание на другие аспекты принятого в Штатах закона. Отдавая должное редкому единодушию двух ведущих партий США (что происходит нечасто, а теперь отягощено взаимной неприязнью «слонов» и «ослов» после поражения Хиллари Клинтон), автор публикации рассматривает сугубо политическую составляющую новых санкций. Так, второй раздел законопроекта озаглавлен «Санкции в отношении Российской Федерации и борьбы с терроризмом и незаконным финансированием», а особое место занимает «Противодействие российскому влиянию в Европе и Евразии от 2017 года».

В частности, американцы констатируют, что правительство РФ «стремилось оказывать влияние на всю Европу и Евразию… путем предоставления ресурсов политическим партиям, аналитическим центрам и группам гражданского общества, «которые сеют недоверие к демократическим институтам и субъектам, способствуют ксенофобским и нелиберальным взглядам и в ином случае подрывают европейское единство». Кроме того, «русскоязычные медиа-организации, которые финансируются и контролируются правительством Российской Федерации и распространяют информацию в Российской Федерации и за ее пределами, регулярно распространяют антизападную дезинформацию».

Дальше – больше. США напоминают о продолжении российской оккупации Крыма, Абхазии и Южной Осетии, о дальнейшей дестабилизации в Донбассе из-за несоблюдения Минских соглашений, об отказе от вывода войск и вооружений из Молдовы (приднестровский регион). В Вашингтоне также считают, что Москва нарушает Договор о ликвидации ракет среднего и малого радиуса действия (РСМД), подписанный Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым 8 декабря 1987 года и вступивший в силу 1 июня 1988 года. Сенаторы и конгрессмены далее выразили поддержку ЕС и НАТО, которые, как они считают, подвергаются деструктивному воздействию России.

В связи с этим закон предлагает администрации США работать «с отдельными странами Европы и Евразии», в частности, «для выявления уязвимых мест для агрессии, дезинформации, коррупции и так называемой гибридной войны, осуществляемых правительством Российской Федерации». С другой стороны, американский Конгресс предлагает обеспечить гарантии того, чтобы «финансовые системы этих стран не использовались для прикрытия незаконной финансовой деятельности должностных лиц правительства Российской Федерации или отдельных лиц из окружения президента Владимира Путина, которые обогатились за счет коррупции». Еще один важный пункт, по мнению Eurasia Daily: президенту США предлагается использовать «закон Магнитского» как основание для наложения санкций.

Газета «Коммерсант», в свою очередь, обращает внимание на то, что новые санкции гораздо шире и глубже тех, что были введены при администрации Обамы. Например, пункт 227, обязывающий президента США с помощью санкций бороться с коррупционерами в России, «не имеет аналогов в санкционной войне с Москвой последних лет». А в пункте 228 содержится положение о наказании физических и юридических лиц третьих стран, нарушающих режим американских санкций против РФ. Издание указывает на разницу двух версий законопроекта: более жесткой январской и более слабой июльской. Но во второй версии синтагма «президент может» (President may) заменена на «президент должен» (President shall).

Директор Института права и развития Высшей школы экономики Алексей Иванов полагает, что Конгресс не может заставить президента делать что-либо, а лишь подвергнуть его импичменту. Тем не менее, сказал эксперт «Коммерсанту», если президент не будет выполнять то, что предписывает закон, это станет еще одним аргументом в пользу импичмента.

Экономист Степан Демура в эфире Радио «Свобода» назвал самым далеко идущим пунктом санкций то, что разведка, финансовая разведка, спецслужбы должны выяснять происхождение капиталов. «Эти санкции не обойти. Никто не будет связываться со страной-изгоем, это себе дороже. Вы поставите, грубо говоря, оборудование или технологии на миллиард долларов, можете попасть на штрафы и санкции на 10 миллиардов», - пояснил эксперт. Он полагает, что новые санкции сильно ударят по национальной денежной единице РФ, потому что сделают российские рублевые облигации непривлекательными (попросту опасными) для инвесторов.

Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Анастасия Лихачева видит другую сторону проблемы: закрепление американской политики в отношении России на годы вперед, поскольку санкции – это не реактивная мера, которую можно отменить простым желанием Белого дома. «Санкционный режим со стороны США на ближайшие десятилетия уже на законодательном уровне станет структурным условием для российской внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности», - пишет эксперт на сайте «Ленты».

Примерно в том же ключе пишет петербургский блогер Анатолий Несмиян, давно и упорно критикующий провальную, по его мнению, внешнюю политику Владимира Путина. Во-первых, пишет автор, у Трампа нет другого варианта, как идти «в мэйнстриме», поскольку у него нет возможности для противостояния пресловутому истеблишменту. Во-вторых, кто сказал, что 45-й президент США вообще хочет наладить отношения с Путиным? «Трамп, конечно, не подарок, но клеймо «Mafia State» на современной России стоит слишком четко, чтобы кто-то вообще рискнул иметь дело с людьми, скажем так, сомнительной криминальной репутации, - пишет Эль-Мюрид. – На таком фоне Трампу трудно совершать поступки, за которые тебя могут припечатать и поставить крест на карьере».

Автор полагает, что в отношении России никто не будет развязывать военного конфликта, т.к. в этом попросту нет надобности – США предпочитают последовательные, методичные действия санкционного характера. «Поэтому санкции будут продолжаться, будут наращиваться, и главное для Запада – вести их в управляемом режиме, отслеживая обстановку и не давая ей рухнуть в какую-то непредсказуемость», - пишет блогер.

Еще более жесткий анализ дает российский эксперт Андрей Пионтковский – по его мнению, «всё политическое руководство РФ объявлено преступной группировкой». В статье на сайте украинской газеты «Новое время» автор отмечает, что санкции направлены против трех стран новой «оси зла» - России, Ирана и Северной Кореи. Однако против верхушки в Тегеране и Пхеньяне подобные меры не предусмотрены, поскольку они не связаны финансовыми или семейными (учеба детей, например) «узами» со странами Запада.

«То есть, этот закон объявляет войну всему российскому руководству, называя их преступниками, и подрывают саму основу их существования, которая заключается в том, что они грабят в России, а накапливают и пользуются этими ресурсами на Западе», - уверен господин Пионтковский. Говоря о возможных ответных мерах Москвы, эксперт указал на недавнее интервью Путина, где тот «недвусмысленно угрожал усложнениями в военно-политической сфере», имея в виду усиление конфронтации с Западом в Украине и на Ближнем Востоке. «Но решимость американского истеблишмента… показывает, что подобная эскалация вызовет просто сокрушительный ответ», - резюмирует автор.

Итак, жесткие санкции вступают в действие. Их реальный эффект мы увидим не сразу, так что сейчас имеет смысл задаться двумя основополагающими вопросами: как получилось, что новая «холодная война» достигла такого накала (какой зловещий оксюморон!), и что же будет дальше в рамках непрекращающейся конфронтации? Об этом в следующих материалах.

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG