Последние две недели ознаменовались громким коррупционным скандалом вокруг Азербайджана. В начале сентября международный Центр исследования коррупции и организованной преступности (OCCRC) опубликовал обширный доклад на тему отмывания денег апшеронским режимом через Великобританию, в том числе с целью подкупа политических деятелей, среди которых оказался муж Ирины Боковой, генсека ЮНЕСКО. Было выявлено, что бакинская элита провела через Европу почти 3 млрд. долларов за период с 2012 по 2014 годы. Кроме того, в докладе фигурирует Рособоронэкспорт, у которого выявлены связи с азербайджанскими бизнесменами и фиктивными фирмами.
Я не стану пересказывать содержание интригующего документа под названием «Азербайджанский ландромат» (то есть аппарат по отмыванию денег) – желающие могут прочитать его русскую и английскую версию. Как это часто бывает, гораздо больший интерес вызывает реакция на скандал и последующие действия. И хотя ответная истерия азербайджанских властей была донельзя предсказуемой, мы всё же уделим ей некоторое внимание. Правительственная газета «Азербайджан» 9 сентября опубликовала статью с громким названием «В США живы стереотипы эпохи Обамы». Бакинское издание «Минвал» любезно предоставило перевод публикации. Во-первых, на Апшероне говорят, что коррупционный материал появился одновременно в британской леволиберальной газете The Guardian и американской газете неоконсерваторов The Washington Post. К слову, объединяет их большая нелюбовь к авторитарным режимам и особенно нефтяным диктатурам.
Во-вторых, азербайджанское руководство заметило синхронность газетных разоблачений с требованием США об освобождении главного редактора агентства «Туран» Мехмана Алиева (к слову, его действительно освободили, как и российско-украинско-израильского блогера Александра Лапшина, который имел «грех» дважды посетить Нагорный Карабах, а потом «дерзко» поехать в Баку). В-третьих, «проармянский» сенатор Ричард Дурбин предложил ввести санкции против Баку. Всё это позволило обитателям высоких апшеронских кабинетов сделать вывод о том, что за акцией стоят Джордж Сорос и, разумеется, армяне.
Я оставлю без комментария очевидную ложь о том, что Трамп уже в первые дни своего президентства якобы позвонил в Баку – это легко опровергается изучением официального сайта Белого дома за тот период. Я также оставлю без комментария полную несуразицу в аргументации: якобы при Обаме были плохие отношения, а с Трампом стали хорошими, хотя приглашение на саммит по ядерной безопасности в апреле 2016 года почему-то всё же было при Обаме. Последние выпады против Азербайджана авторы статьи расценивают как сохранение «стереотипов эпохи Обамы» и «сильных рычагов воздействия различных лоббистских групп на официальную политику государства». И так далее в духе «За что вы так, мы же свои!».
Между тем, картинное «удивление» официального Баку заставило, в свою очередь, удивиться тех, кто давно занимаются данной тематикой и знают, что Азербайджан широко практикует отмывание денег через западные банки и подкуп политиков. Так, в 2012 году организация «Европейская инициатива стабильности» обнародовала соответствующий доклад, где впервые был использован термин «икорная дипломатия» (caviar diplomacy) – из-за частого использования дорогостоящей черной икры как средства подкупа.
Однако в новом расследовании, уточняет Радио «Свобода», речь идет о деньгах, которые, как предполагают авторы, были фактически украдены у вкладчиков Международного банка Азербайджана, который как раз и разорился в мае 2017 года, не сумев расплатиться с долгами. Детали расследования привел один из его авторов, журналист «Новой газеты» Роман Анин. По его словам, большинство отмытых денег было выведено из МБА в объеме 1,4 млрд. долларов. Деньги тратились на две основные цели: лоббинг режима и роскошная жизнь его верхушки. Господин Анин говорит о реакции на разоблачение коррумпированных политиков. Так, на сессии ПАСЕ было принято заявление о проведении собственного расследования и, в случае подтверждения, об осуждении политиков.
Между тем, с азербайджанской стороны в расследовании коррупционного дела участвовала журналист Радио «Свобода» Хадиджа Исмаилова, проведшая полтора года в тюрьме по обвинению в экономических преступлениях. Сама она утверждает, что уголовное дело было местью со стороны азербайджанских властей именно за ее участие в расследовании. Исмаилова рассказала телеканалу «Настоящее время», что пообщалась с номинальным директором двух британских фирм, через которые проводились миллиардные суммы, – им оказался простой азербайджанец, беженец из Карабаха, водитель по профессии, который не подозревал, какие операции совершаются под прикрытием зарегистрированных на его имя в Шотландии и Азербайджане фирм.
«Эти деньги не оставались на счетах британских «компаний-прокладок», они сразу переправлялись куда-то. Некоторая часть этих денег попала к европейским политикам, журналистам, другие были отмыты и перечислены в оффшорные компании, связанные с семьями азербайджанских олигархов, какая-то часть пошла на покупку предметов роскоши», - рассказала госпожа Исмаилова в интервью радиостанции.
Между тем, реакция пришла не только из Совета Европы, но и Европейского парламента, который почти единогласно принял резолюцию, осуждающую «попытки азербайджанского и прочих автократических режимов» подкупом или подарками влиять на европейских политиков. По мнению авторов резолюции, любая реакция, кроме самой быстрой и жесткой, ударит по доверию к Европарламенту, особенно в тот момент, когда он борется за более активное участие в международных отношениях, то есть в той сфере, в которой его полномочия ограничены. После парламентарии ЕС намерены провести самое тщательное расследование.
Как сообщает газета «Коммерсант», после публикации «ландромата» выяснилось, что получателям средств, кроме прочих, были и бельгийские политики Ален Дестеш, депутат национального парламента, и Стеф Горис. Как сообщают бельгийские газеты De Tijd и Le Soir, Дестеш был одним из авторов доклада о правах человека в Азербайджане, который критиковали за замалчивание некоторых вопросов, в том числе и проблемы коррупции.
Продолжение следует…
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă