Поскольку в международной политике и особенно в «геополитике нефти» меньше всего ждешь победы морали над цинизмом, я был и остаюсь скептиком в части истинных целей тех, кто заказывает подобные расследования, и в особенности тех, кто пользуется полученными результатами. Вот и в данном случае «ларчик-то просто открывался». Как выяснилось вскоре после начала скандала с азербайджанской «прачечной», истинным мотивом британской стороны было желание проучить Баку за увеличение его доли в новом нефтяном контракте, который представляет собой обновленный вариант «Контракта века», подписанного еще Гейдаром Алиевым в сентябре 1994 года на 30 лет. Новый документ рассчитан до 2050 года.
Агентство «Рейтер», ссылаясь на два источника, знакомых с ходом переговоров между азербайджанской Государственной нефтяной компанией (ГНКАР, SOCAR) и британским гигантом British Petroleum, пишет, что апшеронская сторона намеревается увеличить свою долю в контракте. «По предварительной информации, SOCAR увеличит свою долю за счет снижения доли других компаний, в том числе BP», - передает агентство со ссылкой на источник в промышленной сфере. Другой источник из той же области, пожелав остаться неназванным, уточнил, что ГНКАР может увеличить долю до 20% вместо нынешних 11,6%, а доля британской компании может быть уменьшена с 35,8% до 30%. Добавив, что доли других компаний тоже сократятся, второй источник сказал, что окончательные цифры могут измениться.
Однако по другой информации, доля ГНКАР увеличивается сразу до 25%, то есть более чем вдвое. Правда, во всём этом есть два «но»: отсутствие объективной информации об истинных запасах нефти на месторождениях Азери, Чираг и Гюнешли и отсутствие тенденций к удорожанию нефти, цена на которую колеблется в коридоре 50-55 долларов, в то время как в бюджет 2018 года Азербайджан заложил цену в 45 долларов. То есть о сверхприбылях прошлых 10-15 лет можно забыть – «черное золото» еще нескоро доберется до 100 долларов, а уж о сказочных 120-140 долларах, как это было еще 10 лет назад, и вовсе можно забыть.
Не всё так радужно и в газовой сфере. В конце августа стало известно о планах Азербайджана увеличить объем закупок российского газа, поскольку собственных объемов не хватает для внутреннего потребления – основная масса уходит на заполнение газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум, «брата» нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. ПРАЙМ-ТАСС напоминает, что «Газпром» начал поставки в Азербайджан в сентябре 2015 года на основании пятилетнего контракта. Первоначально ГНКАР закупал 2 млрд. кубометров в год, но потом запросил увеличение до пяти миллиардов. «Поставки «Газпрома» необходимы, поскольку ресурсы Азербайджана не позволяют одновременно удовлетворить растущие потребности страны и осуществлять поставки по «Южному газовому коридору» в Европу», - говорится в материале.
По данным всё той же британской компании ВР, в первом полугодии 2017 года объем добычи на месторождении «Шах-Дениз» сократились на 5,6% по сравнению с тем же периодом 2016 года – до 5,1 млрд. кубометров. Консорциум во главе с ВР планирует увеличить объемы извлечения газа до 25 млрд. куб. м/г. В 2016 году на «Шах-Дениз» было добыто 9,9 млрд. кубометров.
Макроэкономические показатели Азербайджана продолжают демонстрировать негативные тенденции. Недавно бакинская пресса признала, что золотовалютные запасы Национального банка побили исторический антирекорд – упали ниже отметки в 4 млрд. долларов (3 млрд. 974 млн.). Исторический максимум был достигнут к 1 сентября 2014 года – более 15 млрд. долларов. Получается, что за три года запасы сократились почти в четыре раза – то есть, подешевевшая почти втрое нефть обрушила азербайджанский манат, а затем опустошила валютную «кубышку» страны, поскольку Центробанку пришлось не раз проводить валютные интервенции, чтобы не допустить еще большего падения маната.
«…Нефтезависимый Азербайджан оказался в сложной ситуации из-за затянувшегося нефтяного кризиса, который в предыдущие периоды восстанавливался в течение года. Ни один чиновник, и не только в Азербайджане, но и во всех нефтяных странах не ожидал такой ситуации, они не смогли вовремя и полностью оценить адекватность своих золотовалютных резервов», - откровенно пишет близкий к Алиеву ресурс Haqqin.az.
Вернемся, однако, к «ландромату». У него неожиданно появилась параллельная сюжетная линия: 5 сентября в парижском пригороде Нантер прошел первый в истории Франции судебный процесс по иску, подданному правительством Азербайджана против французских журналистов, которые «посмели» использовать слова «диктатура» и «деспот» в отношении апшеронского режима. Как сообщает руководитель Института мира и демократии Азербайджана и бывший политзаключенный Ариф Юнус, процесс является важным прецедентом, т.к. аналогичные иски против французской прессы могут подать и другие «обиженные» режимы.
Однако есть риск и для Баку, ведь французскому суду придется решать, действительно ли Азербайджан является диктатурой или нет. К тому же сам Ариф Юнус и его супруга Лейла, тоже политзаключенная, приглашены в суд в качестве свидетелей, и им, очевидно, есть что сказать. Ну, а защищать азербайджанскую верхушку принялись его верные адепты, причем как со стороны местной азербайджанской общины, так и прикормленные французские парламентарии («ландромат» им всем свидетель). Как пишет Юнус, на которого ссылается армянский сайт «Восканапат», аргументы свидетелей со стороны алиевского режима оказались провальными. Суд вынесет свое решение 7 ноября.
А пока попробуем понять, откуда растут ноги у скандальной публикации в западной прессе. Судя по дате выхода – 4-5 сентября, слив был сделан преднамеренно, чтобы предотвратить подписание невыгодного для «Бритиш Петролеум» контракта (14 сентября), или стал актом возмездия, т.к. британцы уже знали, что документ зафиксирует уменьшенную долю ВР и ничего с этим поделать нельзя. Так или иначе, распространение соответствующей информации явилось неприятной новостью для администрации Алиева.
Впрочем, какими бы ни были истинные мотивы авторов разоблачения и/или их заказчиков, выпущенная на публику информация зажила своей жизнью, и развитие дальнейшей ситуации будет основано на внутренней логике европейской политики. Иными словами, в Совете Европы или Европейском парламенте не склонны ставить расследование коррупционных дел в зависимость от нефтяных интересов британцев. Коррупция есть коррупция, и эти дела нужно расследовать и дать им надлежащую судебную оценку. Проще говоря, «ландромат» выпустил джинна из бутылки, и я не представляю, что должен сделать режим Алиева, чтобы купировать все негативные последствия. А ведь через год в Азербайджане состоятся очередные президентские выборы, и не факт, что они в очередной раз окажутся легкой прогулкой для сына Гейдара – по некоторым сведениям, определенные внешние игроки хотят видеть на этом посту невестку Гейдара – первую леди и первого вице-президента страны Мехрибан Пашаеву-Алиеву…
Читайте также:
Провожая 2016 год. Конец «жирной эпохи» в Азербайджане. Часть 1 / Часть 2
Здравствуй, баррель, Новый год! Азербайджан в крутом пике. Часть 1 / Часть 2
«А мы уйдем на север!». Азербайджан обиделся на Европу. Часть 1 / Часть 2