Одной из самых горячих внешнеполитических тем последнего месяца остается сделка между Россией и Турцией по поставке зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Как известно, Турция – член НАТО, и приобретение систем вооружения у страны, не состоящей в Альянсе, - это, конечно, не преступление, но в некотором смысле удар по военно-политическому единству блока. Причем не совсем понятно, в какой части больше – чисто военной или всё же политической.
В середине сентября стало известно о подписании Москвой и Анкарой контракта на поставку ЗРК С-400, причем турецкая сторона внесла задаток. Детали сделки не разглашаются, но они всё равно отходят на второй план, уступая политической оценке. Надо сказать, что и в Анкаре, и в штаб-квартире НАТО не склонны преувеличивать риски «сепаратной» сделки с Россией. «Каждый союзник (по НАТО) сам решает, какого рода оборудование он приобретает. Это решение Турции», - сказал генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг, цитируемый РИА Новости.
Норвежский дипломат добавил, что турки не обращались с просьбой интегрировать С-400 с системой обороны НАТО. «Для НАТО важно, чтобы наши различные системы взаимодействовали. Запроса об интеграции этой системы в систему противовоздушной обороны НАТО не поступало», - сказал Столтенберг и добавил, что «страны могут располагать самостоятельными системами, не интегрированными». «В то же время Турция рассматривает возможности разработки других систем противовоздушной обороны. Она ведет диалог с французско-итальянским консорциумом Eurosam, изучая возможность разработки новой системы противовоздушной обороны», - сообщил генсек (РИА Новости).
Аналогичные сигналы поступают от официальной Анкары. Так, Ибрагим Калын, пресс-секретарь президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, заявил, что покупка С-400 не является альтернативой отношениям Анкары и НАТО. «Заявления нашего президента [Эрдогана] об С-400 открыло путь разным пересудам, о том, что Турция отдаляется от Запада. Турция продолжит делать шаги для обеспечения своей национальной безопасности, считая НАТО сильным альянсом. Мы с удовлетворением встретили заявление генсека НАТО по покупке С-400 как о естественном праве Турции. Оно должно покончить со всеми дискуссиями. У нас развивается хорошее сотрудничество с Россией, но это не альтернатива нашим отношениям с Западом и НАТО. Наоборот, они дополняют друг друга», - пояснил Калын (РИА Новости).
Ему вторит помощник генсека НАТО по вопросам публичной дипломатии Тачан Ильдем, опровергая утверждения об отдалении Турции от Альянса. «…Я не думаю, что это [сделка по С-400] свидетельствует об отдалении Турции от НАТО или западных институтов и сближении с Россией. … Потому что турецкое руководство ясно заявило, что они считают Турцию верным союзником по НАТО, и она останется таковой», - сказал Ильдем (РИА Новости).
Однако не всё так гладко. Турецкий военный аналитик Сердар Аташ сказал, что покупка С-400 была вынужденным шагом, поскольку Североатлантический альянс не смог удовлетворить потребности Анкары. Как передает РИА Новости со ссылкой на представителя пресс-службы Пентагона Джонни Майкла, совместимая с НАТО система противоракетной обороны остается лучшим вариантом, чтобы защищать Турцию от угроз в своем регионе, и Вашингтон довел свое беспокойство до турецких чиновников по поводу покупки С-400.
«Турция длительное время испытывает потребность в системах ПВО. У нас 1300 километров границы с Сирией и Ираком, где идут активные боевые действия. В 2012 году Сирия сбила турецкий военный самолет, что еще раз показало нашу уязвимость в этом отношении. Турция уже более 10 лет ведет переговоры со странами НАТО и Китаем, однако было беспокойство, что китайские системы ПВО не очень надежны. В 2013 году НАТО разместило на юге Турции ЗРС Patriot, однако позже часть из них были снята с дежурства. Анкара пришла к выводу, что нужна альтернатива системам ПВО НАТО, и на повестку вышли С-400», - пояснил Аташ.
«Турция не первая страна НАТО, которая закупает российские комплексы ПВО. Ранее это делала Греция, например. Поэтому критика извне неправомерна. По правилам НАТО, если какая-то страна – член блока сталкивается с угрозами, другие входящие в альянс страны должны ей оказать помощь. Но по отношению к Турции это не было осуществлено», - продолжил турецкий эксперт.
Наконец, сам президент Эрдоган признал, что его страна проводила переговоры со странами НАТО о покупке зенитно-ракетных комплексов, но не получила никакого конкретного предложения и была вынуждена обратиться к России, передают «Вести Кавказа».
Посмотрим теперь на комментарии в турецкой прессе (подборка от «ИноСМИ»):
Газета Hürriyet 12 сентября, комментируя заявление Эрдогана о внесении задатка за системы С-400, предполагает, что президент рассчитывает использовать российские вооружения как козырь в торге с США.
Сразу два издания, Cumhuriyet (12 сентября) и Birgün (13 сентября), пишут, что на Западе слова Эрдогана о внесении задатка комментируются как «неожиданный шаг». Ранее российско-турецкие переговоры по С-400 считались не более чем попыткой Турции надавить на своих западных союзников, а сейчас рассматриваются как показатель того, что Турция всерьез намерена купить С-400.
Газета Sözcü в номере от 13 сентября допускает, что, даже если задаток внесен, не факт, что сделка в итоге состоится. «…Что, если она [Турция] снова, как в случае с китайскими ракетами, в последний момент откажется от сделки, уплаченные деньги пропадут или же в контракте по С-400 был предусмотрительно оговорен пункт о возврате задатка в случае такого отказа?» - говорится в статье.
Газета Medya Günlüğü 13 сентября предполагает, что Турция может под давлением США отказаться от сделки, однако сделанные официальные заявления (вероятно, имеется в виду сообщение Эрдогана о внесении задатка) говорят о том, что Анкара всё же взяла на себя обязательства. «Отныне подошли к той точке, что, если Турция купит С-400, она испортит отношения с США, а если не купит — то с Россией», - поясняет издание. «Турция, очевидно, нуждается в поддержке Москвы в Сирии, не говоря уже о тесных экономических связях между двумя странами. Поэтому отмена соглашения в последний момент неизбежно повлечет за собой как минимум «холод» в турецко-российских отношениях, если не сказать больше», - резюмирует газета.
В издании Habertürk от 13 сентября рассматриваются технические стороны сделки. Например, неясны сроки поставок (указывается 2020 год), программное обеспечение, система распознавания «свой – чужой». «Кроме того, турецкая сторона желает максимально независимой модели использования С-400, тем временем вопрос о том, как будет происходить передача технологий, в настоящее время обсуждается, и технологии будут передаваться поэтапно», - пишет газета.
В газете Sabah 14 сентября говорится, что, если сделка состоится, Турция станет третьей в мире и первой в НАТО страной-обладателем системы С-400. «Два таких сильнейших и важнейших игрока, как Россия и Турция, которые на протяжении 250 лет конкурировали друг с другом на Кавказе, Балканах, в Средней Азии, на Ближнем Востоке, объединяют свои усилия против Атлантики», - уверен автор.
В газете Akşam от 14 сентября говорится о том, что Турция с покупкой С-400 «спасается от зависимости от Запада» и «выскальзывает из его рук, словно кусок мыла». «Отныне Запад не сможет шантажировать Турцию вооружениями, использовать слабость ее оборонной промышленности, и, конечно, это не отвечает его интересам», - констатирует издание.
Продолжение следует…
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă