Linkuri accesibilitate

Курдистан умер – да здравствует Курдистан!


Я полагаю, что, когда многочисленные эксперты в унисон предсказывали эскалацию вокруг Иракского Курдистана, вряд ли кто-то мог предвидеть, что это случится так скоро и в такой острой форме. В ночь на понедельник 16 октября иракская армия и шиитские ополченцы после стремительного марш-броска завладела Киркуком – ключевым пунктом в споре курдов и федерального правительства Ирака, а также курдов и внешних игроков. По данным иракских военных, они установили контроль над местным аэропортом, рядом крупных нефтяных месторождений, военной базой и другими объектами. Сообщается, что из города бежало около миллиона курдов.

«Мы заверяем наш народ в Курдистане и Киркуке в том, что мы оберегаем их [мирных жителей] безопасность и интересы, и выполнили только конституционный долг по распространению федеральной власти, установлению безопасности и защите национальных богатств в городе», - говорится в специальном заявлении премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади, на которого ссылается агентство РИА «Новости».

Однако Совет безопасности Иракского Курдистана обвинил Багдад в «беспричинном нападении» и предупредил, что курдская милиция пешмерга будет «продолжать защищать Курдистан, его народ и его интересы», передает «Газета». Представитель Пентагона Роберт Мэннинг заявил, что Вашингтон выступает за диалог между иракскими и курдскими силами, но не стал отвечать на вопрос, готовы ли США приостановить военную помощь Ираку.

Глава правительства Ирака пояснил, что контроль над спорными территориями должен осуществляться «совместно федеральными и местными силами под руководством центральных властей в Багдаде». «Мы не хотим столкновений, но федеральная власть должна иметь решающий голос, и никто не может посягать на ее полномочия», - говорил ранее премьер аль-Абади, предложив курдским формированиям влиться в иракскую армию и обеспечивать безопасность в спорных районах Киркука. Глава Кабинета также сместил нелояльного Багдаду губернатора Киркука, а в ответ курды перебросили в провинцию дополнительно 6 тыс. бойцов пешмерга, но старались избегать столкновений с иракской армией. Тем не менее, операция началась по приказу аль-Абади после того, как иракские курды отвергли требование Багдада об аннулировании итогов референдума 25 сентября.

Между тем, одним из главных вопросов является удивительное для многих поспешное бегство курдских сил из Киркука. Как пишет «Коммерсант», предполагается, что свои позиции на линии разграничения оставили отряды проиранского Патриотического союза Курдистана – противника правящей в Эрбиле Демократической партии Курдистана, детища протурецкого клана Барзани. Так, депутат парламента Иракского Курдистана Вагди Сулейман заявил в интервью «РИА Новости», что потеря Киркука объясняется предательством именно со стороны Патриотического союза Курдистана.

Более того, стало известно, что в Курдистан приезжал не кто иной, как иранский генерал Касем Сулеймани, командир элитной дивизии «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции. По сути, он главный организатор многих успешных боевых операций проиранских военных групп в Сирии и Ираке. А значит, операцией против курдов руководил Иран. И это тем более важно, когда читаешь новость о том, что пал не только Киркук, но и провинция Найнава (древняя Ниневия), где компактно проживают езиды. Этот регион находится очень близко к Сирии, что приобретает особое значение.

«Коммерсант» отмечает, что военная операция в Киркуке – лишь часть многоходовой комбинации, имеющей целью смещение Масуда Барзани, и эта версия получила новое подтверждение. После утраты Киркука спикер парламента Иракского Курдистана Юсеф Мухаммед обвинил Барзани в неспособности управлять автономией и призвал уйти со своего поста. «Вы должны признать поражение и оставить наш народ, позволив ему самому решать свою судьбу», - обратился спикер к лидеру автономии.

«Столь быстрое восстановление контроля иракских властей над Киркуком было бы невозможным без активной роли Ирана. Проведенной при его непосредственном участии операцией на севере соседнего государства Тегеран убивает сразу нескольких зайцев. Во-первых, играя на противоречиях между иракскими курдами, ослабляет позиции их руководства, поддерживающего международную коалицию во главе с США. Во-вторых, еще ближе притягивает к себе Багдад, также считающийся союзником Вашингтона. В-третьих, создает в Ираке стратегический плацдарм, готовясь к новому противостоянию с Вашингтоном, который усиливает давление на Иран и пытается пересмотреть ядерное соглашение 2015 года», - пояснил «Ъ» профессор РГГУ Григорий Косач.

Московский сайт Курдистан.ру цитирует депутата курдской партии «Движение за перемены» («Горран») Масуда Хайдара, который распространил документ, свидетельствующий о сделке между Патриотическим союзом Курдистана и шиитскими ополченцами «Хашд аш-Шааби». Со стороны ПСК документ подписан Павлом Талабани, сыном экс-президента Ирака, лидера ПСК Джалала Талабани, который скончался 3 октября. Со стороны шиитских ополченцев документ подписал их командующий Хади Амери. В документе от 16 октября говорится о следующем (за исключением двух несущественных пунктов):

1. Без сопротивления вернуть иракским силам спорные территории, контролируемые курдскими силами «пешмерга»

2. Вернуть под управление Багдада 17 административных единиц провинции Киркук. В случае отказа Ирак вправе потребовать все административные единицы провинции

3. На 6 месяцев ввести в Киркуке совместное управление, при котором 15 районов будут управляться курдами, а 25 будут сами выбирать свою администрацию.

4. Передать под управление Багдада все стратегические объекты провинции Киркук, такие как аэропорт и нефтяные месторождения

5. Открыть аэропорт Сулеймании для международных рейсов

6. Создать регион, состоящий из провинций Халабджа, Сулеймания и Киркук.

7. Создать новое правительство для этого региона.

Пока курдские кланы выясняют отношения, федеральное правительство в Багдаде наносит новый удар по Курдистану. Буквально сегодня, 19 октября, министерство нефти Ирака обнародовало заявление: контракты на освоение «черного золота», заключенные без участия правительства, будут считаться незаконными. Согласно Конституции, только министерство нефти и правительство имеют право заключать с иностранцами контракты и соглашения, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений и инвестициями в них, сообщает РБК.

«Правительство и Министерство нефти стремятся обеспечить безопасную среду для работы международных компаний и защиты их инвестиций во всех регионах Ирака, в том числе в северных провинциях», - говорится в заявлении министра Джаббар аль-Луэйби. А интрига в том, что за день до этого, 18 октября, «Роснефть» объявила о подписании с властями Иракского Курдистана соглашения о сотрудничестве в освоении пяти блоков на территории региона. Получается, что этот контракт тоже недействителен, но в компании пока не дают комментариев.

В заключение приведу мнение петербургского блогера Анатолия Несмияна, который постоянно следит за ситуацией на Ближнем Востоке и не только. По его мнению, Багдад очень грамотно ответил Масуду Барзани, который ранее ловко использовал проблемы Багдада и провел референдум о независимости. «Взятие Киркука под контроль прошло сугубо по-восточному: через подкуп и договоренности с кланом Талабани, который, будучи более слабым по сравнению с кланом Барзани, всегда выступал за курдскую автономию, а не независимость», - пишет Эль-Мюрид.

«Барзани формально не проиграл, так как Киркук не был территорией Иракского Курдистана, а потому его статус мог быть предметом переговоров. Но по факту пока Барзани выглядит именно проигравшим, так как сделал заявку и не защитил ее. Теперь о признании курдского референдума говорить будет на порядки сложнее, если вообще возможно», - резюмирует автор.

Прогнозировать развитие событий на Ближнем Востоке – дело неблагодарное, но я попытаюсь хотя бы зафиксировать промежуточный итог этого месячного марафона вокруг Иракского Курдистана. Клан Барзани провел референдум вопреки возражениям Багдада и практически всех внешних игроков за исключением Израиля. Поскольку плебисцит охватил спорный регион Киркука, курды сами дали иракскому правительству повод начать ответные действия. Шиитское ополчение и иракская армия под фактическим командованием иранского генерала провели блицкриг и отбили у курдов почти весь Киркук.

От этого выигрывает, разумеется, иракское правительство, а также Иран и отчасти Турция, если иметь в виду большое количество туркоманов (туркмен) в спорном регионе. В выигрыше оказался проиранский клан Талабани, который открыто получил могущественного союзника на востоке. Ослабли позиции клана Барзани, но о его поражении говорить пока не приходится – скорее о сужении пространства для маневра. Двойственная позиция у Соединенных Штатов: с одной стороны, они опекают и Ирак, и курдов, так что формально ничего не теряют. С другой стороны, они подталкивают Курдистан к независимости, преследуя собственные цели, и уж тем более в их планы не входит усиление Ирана. Интрига закручивается с новой силой…

Часть 1

XS
SM
MD
LG