На уходящей неделе продолжилось падение курса турецкой валюты, и теперь за один американский доллар дают почти четыре лиры. «Аналитики связывают падение лиры с продолжающимся напряжением в американо-турецких отношениях, в частности, вокруг резонансного дела об участии бизнесменов и чиновников Турции в схемах, которые позволяли Ирану преодолевать санкции США», - пишет EADaily. Ранее стало известно об очередном переносе начала судебного заседания в штате Нью-Йорк по делу турецкого предпринимателя иранского происхождения Резы Зарраба и заместителя управляющего турецким Народным банком «Halkbank» Мехмета Хакана Атиллы. Оба обвиняются американскими властями в нарушении режима санкций против Ирана.
По словам турецкого вице-премьера Бекира Боздага, задержанные в США лица, которые должны предстать перед тамошним судом, «содержатся как заложники». Штаты обвиняют Зарраба и Атиллу в «незаконных финансовых махинациях» с правительством Ирана на сотни миллионов долларов. С 2012 по 2016 годы Иран была отключён от международной платёжной системы SWIFT, что вынуждало Тегеран осуществлять финансовые операции с внешним миром через турецкие банки. По данным СМИ, Зарраб также закупал крупные партии золота, которые затем переправлялись в Иран.
Между тем, EA Daily отмечает, что после начала «визового» скандала в Вашингтон отправился премьер Турции Бинали Йылдырым, и ему, казалось, удалось исправить ситуацию, но и после частичной отмены запрета «осадок остался». «…Далёкая от политкорректности риторика первых лиц Турции в сторону США продолжилась и даже приобрела ещё более провокационный характер», - продолжает цитируемое издание. Оно поясняет, что, пока премьер был в Вашингтоне, Эрдоган заявил, что Анкара не преклоняла и не преклонит голову перед кругами, действиями которых направляются «террористическое течение» Гюлена и «террористы» Рабочей партии Курдистана. Турецкий президент явно имел в виду США, которые приютили Гюлена в 1999 году и не выдают его, а также не скрывают симпатий к курдам. Кроме того, «султан» намекнул на внешние силы, которые обрадовались попытке переворота в июле 2016 года.
Сайт пишет, что Турция намекает на разрыв отношений с НАТО, но вряд ли пойдет на конкретные меры. «Когда «лихорадка» лиры и другие финансовые индикаторы достигают кризисных для Турции значений, когда ей ещё предстоит сложнейшее нахождение баланса между интересами России, Ирана с одной стороны и США с другой на севере Сирии, не время втягиваться в открытый конфликт с американцами», - резюмирует автор публикации.
Вернемся к теме экономики. «Турецкая валюта уже достаточно сильно подешевела к доллару, что не может не сказаться на финансовом положении страны, тем более что Турция является чистым импортером. Сейчас импорт очень дорого обходится стране, к тому же привлекать заемные средства под 13% не самый лучший вариант», - сообщают «Вести – Финансы». При этом в Турции резко вырос спрос на золото – верный признак того, что население стало запасаться «на черный день». Однако речь не только о населении, но и о Центральном банке.
Цитируемый источник со ссылкой на октябрьские публикации в прессе напоминает, что Германия якобы активно работает над сокращением финансирования банков и компаний, связанных с турецким правительством. Речь идет о кредитах через государственный KfW, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Формально пока ни один из вышеперечисленных институтов не заморозил финансирование, однако все они ввели более жесткие требования и ограничения. Официального подтверждения эта информация не нашла, но на турецкий рынок влияние все равно оказала.
Центральный банк Турции принял меры с целью остановить падение лиры и резкий рост доходности облигаций, пишут «Вести – Финансы» со ссылкой на издание MarketWatch. Действия Центрального банка идут вразрез с позицией Эрдогана по вопросам денежно-кредитной политики. Он рассматривает высокие процентные ставки как причину высокой инфляции, а не средство от нее. Ранее в ноябре Центробанк предупредил о еще большем росте цен в конце года. В сентябре потребительские цены в стране выросли на 11,2% в годовом выражении.
Между тем, за одну неделю ноября иностранные резиденты (турецкие или иностранные инвесторы, чьи основные портфельные счета находятся за пределами Турции) с рынка облигаций и фондового рынка вывели почти полтора миллиарда долларов. Запас государственных долговых ценных бумаг, принадлежащий иностранным резидентам, с 10 ноября снизился с 31,7 до 29,82 млрд. долларов. Запас акций иностранных резидентов также снизился с 50,81 до 48,29 млрд. Долларов, пишет «МК – Турция».
«Беда не приходит одна» - наряду со скандалом на учениях НАТО, с визовыми ограничениями и давлением на лиру появился еще один раздражитель. Вернее, новый поворот в старом деле. Следователи из группы специального прокурора США Роберта Мюллера проверяют информацию о сделке, по условиям которой бывший советник президента США по национальной безопасности Майкл Флинн должен был похитить Гюлена, проживающего в Штатах, и передать его Турции.
Как сообщает «Голос Америки» со ссылкой на газету The Wall Street Journal, Флинн и его сын – Майкл Флинн-младший, должны были получить 15 млн. долларов. Сведения о сговоре были получены следователями в рамках расследования о возможном вмешательстве России в избирательную кампанию 2016 года.
По данным The Wall Street Journal, агенты ФБР опросили как минимум четырех человек о встрече между Флинном и представителями турецкого правительства, которая прошла в Нью-Йорке в декабре 2016 года. В ходе переговоров, по утверждению свидетелей, речь шла о похищении Гюлена и освобождении предпринимателя Резы Зарраба. Ранее агентство Reuters сообщало о том, что бизнес-партнер Флинна, бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, предлагал двум турецким бизнесменам заключить контракт на сумму в 10 млн. долларов, организовав кампанию по дискредитации Гюлена.
И на «десерт» еще одно обвинение Эрдогана в адрес США – мол, Вашингтон не выполняет обещаний с самого начала сирийского кризиса, а заявления американских политиков о борьбе с «Исламским государством» являются просто словами, передает РБК со ссылкой на газету Sabah. «Америка… отложила бóльшую часть своих обещаний с самого начала сирийского кризиса. Мы не хотим продолжения такой игры в Африне [курдский анклав в Сирии, близ турецкой границы]. Проблема, которую мы могли бы запросто решить, затягивается настойчивостью США», - отметил турецкий лидер. Он также «попросил» американцев из Сирии.
На следующий день министр обороны США Джеймс Мэттис ответил Эрдогану: США не выведут войска из Сирии, пока переговоры по сирийскому урегулированию в Женеве не начнут приносить плоды. Мэттис отметил важность долговременных усилий по установлению мира в Сирии и предположил, что американские войска должны помочь подготовить условия в стране для дипломатического решения конфликта, уточняет РБК. «Мы не будем уходить сейчас, до того как женевский процесс начнет работать», - заявил американский чиновник.
Здесь хотелось бы поставить многоточие. Точку ставить рано, ибо Турция не та страна, которая будет говорить, что делает, и делать, что говорит. Хитрая и опытная турецкая дипломатия не одну собаку съела на лавировании между интересами и противоречиями великих держав на Ближнем Востоке. Благо, сказочное географическое положение тому способствует. Но я не могу отделаться от ощущения, что являюсь свидетелем медленного заката Турецкой Республики в том виде, в котором она выступает на международной арене со времен Ататюрка.
Американцы не забудут «грехи» Анкары и однажды назначат время собирать камни. Турки отказались пропускать американские войска через свою территорию в марте 2003 года и тем самым удлинили время военного вторжения в Ирак – а это дополнительные затраты и людские потери. Турки отказались пропускать корабли ВМС США к Грузии в августе 2008 года. Грузии, в общем-то, американцы ничем не могли помочь, но американцы запомнили это унижение. В 2013 году турки отказались входить на территорию Сирии для масштабной наземной операции против Асада, и Обама это запомнил. В 2015 году турки отказались идти на обострение с Россией после сбитого российского бомбардировщика (кто и зачем на самом деле дал команду сбить, нам еще предстоит узнать), и американцы это запомнили. Ну, а сегодняшняя сделка по покупке Турцией российских комплексов С-400 – нож в спину США и НАТО.
И это я перечислил только самые масштабные геополитические «грехи» Турции по отношению к США, а сколько их на самом деле, знают только в Вашингтоне и Анкаре. И сдается мне, что портреты Ататюрка и Эрдогана на стрельбище НАТО в Норвегии и демонстративный отказ США от выдачи Гюлена туркам – это нечто большее, чем просто случайность. Возможно, кто-то в Вашингтоне решил, что сильная, хитрая и своенравная Турция в существующем виде слишком неудобна США. Американцы вообще не любят своенравных партнеров…
Читайте также:
Россия и Турция объединяют усилия против Атлантики? Часть 1 / Часть 2
«Новая Турция»: закат демократии и сильной экономики
Новый турецкий курс – дрейф или блеф?
Пиррова победа падишаха, или Вторая смерть Кемаля. Часть 1 / Часть 2
На пути к султанату. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3
Вспоминая 2016 год. Султан и Царь
Вспоминая 2016 год. Новые турецкие игры в Сирии
Вспоминая 2016 год. Турция торгуется с Европой
Провожая 2016 год. Осень турецкой демократии
Отделались помидорами, или Конъюнктурная дружба Путина и Эрдогана
В жерновах контрреволюции, или Особенности репрессивной демократии. Часть 1 / Часть 2
Верю – не верю. Послесловие к «перевороту» в Турции
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă