Linkuri accesibilitate

Итоги 2017 года. «Брексит» становится неизбежным. Часть 1


Великобритания выйдет из Европейского Союза 29 марта 2019 года в 00 часов по центрально-европейскому времени. Об этом заявил британский министр Дэвид Дэвис, курирующий «Брексит». Он уточнил, что «день икс» будет зафиксирован на законодательном уровне. Выбранная дата строго соответствует положению Ст. 50 Лиссабонского договора, которое было запущено 29 марта 2017 года, когда посол Великобритании в Брюсселе передал Еврокомиссии уведомление от правительства Ее Величества о начале переговоров по выходу.

Однако остальные вопросы, касающиеся процедуры «Брексита» и цены вопроса, находятся на столе переговоров в разных стадиях согласования. Например, в ноябре, как писал «Коммерсант», правительство Терезы Мэй направило в национальный парламент список положений, на основе которых будут строиться переговоры с континентом. В частности, предполагается, что после 29 марта 2019 года Лондон сможет заключать соглашения с каждой страной ЕС по отдельности.

«Впервые более чем за 40 лет у Великобритании появится возможность выстраивать собственную торговую и инвестиционную повестку дня, - заявил министр международной торговли Лиам Фокс. – Мы уверены в том, что бизнес и потребители смогут начать извлекать выгоду из этой возможности с первого же дня после выхода нашей страны из ЕС».

А в конце ноября появилась информация о том, что Британия близка к уступкам Евросоюзу в плане выплаты «неустойки» на сумму 56 млрд. евро. Как рассказал The Guardian высокопоставленный представитель ЕС, Великобритания, кажется, готова выполнить свои обязательства по неоплаченным счетам, кредитам и пенсиям в ЕС, которые накопились за последние годы. Между тем, за год после референдума по «Брекситу» европейские банки сократили портфель активов, связанных с Великобританией, на 350 млрд. евро, или 17%, напоминает «Коммерсант».

Как писало агентство РБК, самой сложной темой переговоров до последнего времени оставалась граница между Ирландской Республикой и Северной Ирландией. В начале декабря Лондон уступил давлению ЕС и Дублина, согласившись ​после выхода на «нормативную гармонизацию» независимой Ирландии и британского Ольстера, сообщала газета The Guardian.

Уточняется также, что переговоры в целом поделены на три фазы. Первая фаза – это широкий охват вопросов от обеспечения ​прав европейских граждан в Британии до определения суммы выплат ЕС со стороны Лондона. Вторая фаза – это отношения ЕС с Лондоном после завершения «Брексита», в частности, торговля. Третья фаза – это «переходная сделка», задача которой – определить правила и нормы, по которым будет строиться сотрудничество после марта 2019 года и до заключения всех новых договоренностей, предусмотренных второй фазой. Промежуточные нормы будут действовать не более двух лет, после чего Лондон и Брюссель перейдут к постоянным отношениям в новом качестве, поясняет РБК.

В частности, в ирландском вопросе загвоздка была из-за противоречия между неизбежным требованием ЕС о всеобъемлющем контроле внешней границы и Белфастским соглашением 1998 года, которое завершило войну в Ольстере. Согласно документу, Дублин отказался от притязаний на Северную Ирландию, а Британия взамен согласилась на свободное перемещение товаров, услуг и граждан через границу протяженностью 360 км и восстановила автономию Северной Ирландии в составе Великобритании, фактически отмененную в 1972 году. В результате настойчивости Ирландской Республики было принято решение: физической границы между двумя частями Ирландии после «Брексита» не будет.

Чуть позже Тереза Мэй и глава Еврокомиссия Жан-Клод Юнкер по итогам встречи 8 декабря заявили, что основные вопросы упомянутой первой фазы согласованы. «Комиссия удовлетворена существенным прогрессом, достигнутым по всем трем приоритетным направлениям: правам граждан, диалогу по Ирландии и Северной Ирландии, финансовому соглашению», - говорилось в пресс-релизе ЕК.

Кроме того, стороны достигли соглашения в вопросе выхода Великобритании из Европейского агентства по атомной энергии, сотрудничества по гражданским и торговым вопросам, полицейского сотрудничества и продолжающихся разбирательств в суде ЕС, связанных с Британией. «Комиссия также обеспечила, чтобы административные процедуры для граждан ЕС, проживающих в Великобритании, были дешевыми и простыми», - говорится в документе. Тереза Мэй уточнила, что итоговое соглашение гарантирует защиту прав граждан ЕС «на основе британского права и в британских судах», передает «Газета».

Между тем, саммит ЕС 14-15 декабря завершился весьма плодотворно – Брюссель решил начать вторую фазу переговоров с Лондоном. В частности, в итоговом документе саммита говорится о «переходном периоде», который должен наступить после официального выхода Великобритании из ЕС в марте 2019 года. В течение этого периода Лондон сможет сохранить доступ к внутреннему рынку ЕС и членство в европейском таможенном союзе, если будет соблюдать законодательство ЕС.

Как сообщает «Немецкая волна», переговоры о «переходном периоде» должны начаться в конце января или начале февраля 2018 года. На саммите ЕС в конце мая будущего года ожидается принятие положений, которые положат начало переговорам о будущих отношениях между Брюсселем и Лондоном, а также обсуждение торгового соглашения. ЕС планирует завершить переговоры по «брекситу» до октября 2018 года.

Что касается финансовых споров, Брюссель и Лондон 8 декабря договорились лишь о том, что Великобритания будет уважать финансовые обязательства, взятые на себя за время пребывания в составе ЕС. Также они согласовали методологию определения конечной суммы. Deutsche Welle напоминает, что Лондон предлагал 20 млрд. евро, а Брюссель называл сумму до 60 млрд. евро. В начале декабря речь шла о 40-45 млрд. евро, которые Лондон должен будет заплатить.

«То, что соглашение (на первом этапе) все-таки было заключено, показывает, что британская сторона начинает нервничать», - сказал «Коммерсанту» глава брюссельского офиса аналитического центра «Open Europe» Питер Клеппе. А руководитель Центра политической интеграции при Институте Европы РАН Людмила Бабынина напомнила, что «изначально Великобритания вообще отрицала возможность выплат после выхода из ЕС», но в итоге пошла на уступки. «Страна не платит за свой выход, она просто выполняет свои обязательства, которые были подписаны и рассчитаны при ее участии», - добавила эксперт.

«И Тереза Мэй, и Дэвид Дэвис выступают на внутреннюю аудиторию, им нужно заручиться поддержкой тех, кто выступал за жесткий «Брексит». Тех, кто не поддерживает какие-либо соглашения с ЕС по выходу, - пояснила Бабынина. – Это скорее политическая риторика, рассчитанная на внутреннее потребление». По ее мнению, в конечном счете на перспективах переговоров подобные заявления вряд ли скажутся, поясняет «Коммерсант».

Продолжение следует…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG