2017 год в некотором смысле можно считать рубежным в отношениях России и США. Сенсационное избрание Дональда Трампа в ноябре 2016 года вселило надежды некоторым российским политикам и ужас многим их американским визави. Весь минувший год прошел под вопросом «Встретятся или не встретятся Дональд Трамп и Владимир Путин?». Не встретились. Любой опытный дипломат и специалист по международным отношениям скажет вам, что отсутствие строго двусторонних встреч (а не «на полях» чего-нибудь), в том числе отсутствие визитов друг к другу, - верный признак плохих отношений. Можно сколько угодно считать Трампа «человеком Москвы», но 2017 год полностью развеял иллюзии: улучшения отношений, даже если этого искренне желает сам 45-й президент США, нет и не ожидается. Дай Бог, чтобы не стало хуже…
Мой армянский коллега Арег Галстян, специализирующийся на внутренней и внешней политике США, кратко перечисляет основные итоги года: прорыв в расследовании против Трампа, введение очередных антироссийских санкций и серьезные разговоры о возможной отставке госсекретаря Рекса Тиллерсона. Зато в 2018 году страну ждут промежуточные выборы в Сенат, общие выборы в Палату представителей и выборы губернаторов штатов. Понятно, что голосование 6 ноября 2018 года станет лакмусовой бумажкой настроений в американском истеблишменте и обществе и во многом повлияет на итоги президентских выборов 2020 года.
«В случае выхода США из соглашения с Ираном (что маловероятно) следует ожидать новый виток кризиса на Ближнем Востоке, а принятие новых законопроектов об увеличении военных ассигнований Украине и Грузии может теоретически обострить до предела и без того кризисные взаимоотношения между Вашингтоном и Москвой. Независимо от того, как будут развиваться события и кто будет президентом США (если Трампу объявят импичмент), государственная повестка жесткого давления на Россию вряд ли будет пересмотрена», - пишет Галстян в журнале «Форбс».
Распространенное обвинение в адрес Трампа, причем чаще всего в Штатах, - это отсутствие у его администрации четкой и продуманной внешней политики. Например, вице-президент американской правозащитной организации Freedom House Арч Паддингтон считает внешний курс Белого дома «непонятным». «…Вашингтон пытается разрешить северокорейский кризис, принято решение о переносе американского посольства в Иерусалим, но за всем этим совершенно не видно… признаков того, что сам президент Трамп осознает, что в обозримом будущем мы столкнемся с серьезными проблемами, связанными с противостоянием с Китаем и в меньшей мере с Россией, - сказал эксперт в эфире «Радио Свобода». – Эти страны хорошо понимают, что они делают, и они опередят нас, если мы не проснемся».
В качестве примера Паддингтон приводит отказ США от Транстихоокеанского партнерства (к слову, это первый же указ Трампа 20 января 2017 года). «…Одна за другой азиатские страны стали примиряться с Пекином – взять хотя бы Таиланд, Малайзию, Филиппины, Мьянму. Два года назад эти страны были в лагере союзников США, сегодня они начинают ставить ставки и на Китай, поскольку Вашингтон выглядит ненадежным союзником», - сказал собеседник.
С ним не соглашается правовед и профессор университета имени Джорджа Мэйсона Илья Cомин. Он, в частности, полагает, что Трампу удалось раскачать «домашнее и международное болото», которое сложилось за 15-17 лет. По словам Сомина, сложилась порочная система, «пронизанная политкорректностью», которая позволила странам-изгоям «выступать и заявлять о себе со всей силой». «Он [Трамп] смог показать, что Америка может быть сильной, может быть непредсказуемой и может быть Америкой, которая все-таки исполняет то, что она обещает исполнять», - отметил эксперт.
Говоря об отношениях США с Россией, Илья Сомин считает, что Трамп и некоторые его советники действительно хотят сближения с Москвой. Но ирония, по словам собеседника «Радио Свобода», в том, что это стремление «препятствует такому сближению», т.к. Трампа сейчас преследуют именно за это. «Пока будет продолжаться это расследование, пока он [Трамп] будет оставаться сильно непопулярным, ему будет политически невыгодно делать крупное сближение с Россией», - поясняет профессор Сомин.
Между тем, газета The Washington Post раскрывает интересные детали одного из наиболее скандальных эпизодов российско-американского клинча в 2017 году: взаимный «отжим» дипломатической собственности. История началась в декабре 2016 года, когда уходивший президент Барак Обама ввел санкции против РФ в ответ на вмешательство Москвы в американские выборы. В частности, Вашингтон решил конфисковать российскую собственность в штатах Мэриленд и Нью-Йорк. Тогда представители избранного президента Дональда Трампа просили Москву не отвечать зеркальными мерами, как это принято в международных отношениях, и давали понять, что мера Вашингтона будет кратковременной.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на цитируемую публикацию, сразу после вступления в должность Трамп хотел вернуть «дачи» российским дипломатам. Однако ФБР организовало специальную презентацию, показав 3D-модели данных объектов – в частности, их близость к важнейшим военным и разведывательным объектам США. Новому президенту объяснили, что русские могли с легкостью собирать информацию об этих объектах, не покидая «дач». Естественно, решение Обамы осталось в силе, а после введения летом новых обширных санкций против России вопрос о возвращении дипломатической собственности отпал сам собой.
И вот закончился 2017 год, а проблем меньше не стало. Наоборот, ожидаются новые крупные «сюжеты» в рамках несмолкающей конфронтации. Во-первых, США подготовили новый удар против России, которую они обвиняют в невыполнении Договора о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД) от 1987 года. К слову, Россия обвиняет в этом же самих американцев. Во-вторых, администрация Трампа перед наступлением нового года обнародовала новую Стратегию национальной безопасности, где Россия наряду с Китаем указана в качестве «страны-ревизиониста». О результатах реализации документа можно только догадываться. Наконец, в-третьих, не позже 1 февраля ожидается публикация доклада Белого дома о банковских счетах лиц из путинского окружения. Какие это возымеет последствия, не могут оценить даже опытные политологи. Но то, что скучно не будет, ясно всем…
Читайте также:
Сокращенные штаты дипломатии. Часть 1 / Часть 2
Новые санкции против России. В чем суть? Часть 1 / Часть 2
Новые санкции против России. Почему это произошло?
Новые санкции против России: что будет дальше? Часть 1 / Часть 2 / Часть 3
Встреча на Эльбе. Часть 1 / Часть 2
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă