Чему быть, того не миновать. Наверное, эта поговорка как нельзя лучше подходит нынешнему этапу бесконечной конфронтации между Россией и Западом. К украинскому, сирийскому и американскому выборному «досье» прибавился как-то подзабытый в последние годы, но весьма любимый сюжет – громкий шпионско-химический (или шпионско-атомный) скандал между Великобританией и Россией. Вновь, как и в 2006 году с делом Александра Литвиненко, британская сторона и за ней всё западное сообщество решило не дожидаться окончания расследования и сразу назначило виновной российскую власть. Впрочем, в истории отравления Сергея Скрипаля и его дочери Юлии вряд ли кто-то вообще ставил себе целью добиваться установления истины. Главное, что это случилось…
Но прежде чем перейти к новому скандалу, лишь укажу, что в британском парламенте от властей потребовали проведения расследования сразу 14 загадочных смертей на территории королевства. Эти смерти «не были восприняты полицией Великобритании как подозрительные, но, по сообщениям, были идентифицированы разведкой США как потенциально связанные с российскими властями». Комментируя эту новость и дело Скрипаля, российский блогер Анатолий Несмиян предполагает, что некие силы решили таким хитроумным (и очень циничным) способом «разрушить намечающийся договорной матч» между российскими силовиками и командой Трампа по вопросу реализации санкционных мер в отношении фигурантов «кремлевского списка».
«Покушение на Скрипаля плюс перезапуск расследования всех этих странных смертей неизбежно создает из российских спецслужб наиболее вероятных фигурантов: заказчиков и исполнителей. А потому вести переговоры с ними и с их представителями – серьезная угроза для карьеры любого западного чиновника», - поясняет Эль-Мюрид. По его словам, дискредитированы теперь и российские дипломаты (кокаиновый скандал с Аргентиной), и парламентарии (скандал с сексуальными домогательствами со стороны председателя думской комиссии по внешним связям Леонида Слуцкого). В итоге, говорит блогер, Трампу попросту не с кем будет разговаривать в Москве – там все станут (или стали) «токсичными».
Итак, Великобритания решила долго не разбираться и назначила Россию ответственной. Для начала министр иностранных дел королевства Борис Джонсон и глава МВД Эмбер Радд решили разработать британский вариант «списка Магнитского», куда планируется включить 49 человек, причастных к внесудебным казням и пыткам в России. Санкции против них могут предусматривать отказ в выдаче виз и заморозку активов. Еще британцы думают бойкотировать Чемпионат мира по футболу, который пройдет летом в России. Правда, не до конца ясно, бойкот какого уровня – запрет на поездку чиновников или полный отказ, то есть недопущение футбольной сборной Англии. Кроме того, британцы планируют «прошерстить» русских олигархов, массово скупивших недвижимость в Британии, открывших там или в британских оффшорах счета или переехавших жить в королевство.
Выступая в парламенте 12 марта, премьер-министр Тереза Мэй заявила, что участие России в отравлении «высоко вероятно» (highly likely) и потребовала от Москвы до вечера вторника 13 марта дать «правдоподобное объяснение». В противном случае Лондон пригрозил считать Россию «по умолчанию» виновной в «незаконном применении военной силы против Великобритании». Разумеется, российское руководство, которое не привыкло отвечать на такие вопросы, тем более в подобном тоне, проигнорировало госпожу Мэй, и 14 марта она огласила решение: 23 сотрудника российского посольства в Лондоне подлежат высылке в течение недели. А Борис Джонсон заявил, что Путин лично дал распоряжение отравить Скрипаля…
«После этого вопиющего инцидента мы не можем оставлять отношения на прежнем уровне… Поэтому мы приостанавливаем все двусторонние контакты на высоком уровне, в том числе отзываем приглашение министру иностранных дел Сергею Лаврову», - сказала Тереза Мэй, которую цитирует «Газета». Сразу после оглашения решения об ответных мерах против России Лондон получил поддержку со стороны руководства Франции, Германии и США, а также Польши, Еврокомиссии и НАТО. На сайте Белого дома было опубликовано совместное заявление официального Вашингтона, Лондона, Парижа и Берлина, которые осудили Россию за применение отравляющего вещества против Сергея и Юлии Скрипалей.
При этом представитель федеральной канцелярии Германии Штеффен Зайберт заявил, что его страна «не видит правдоподобной альтернативы» британской версии о том, что за отравлением стоит Россия. «То, что произошло – применение военного нервнопаралитического вещества разработанной в СССР группы, – это чрезвычайно серьезное, отвратительное событие», - сказал Зайберт. «Для канцлера Ангелы Меркель и для правительства [Германии] было очень важно ясно показать, что в этом вопросе мы на стороне Британии», - цитирует его Русская служба ВВС.
Британское правительство решило также усилить проверки частных перелетов и проверку грузов, в первую очередь, из России, и если у таможенников возникнут подозрения, что кто-то хочет нанести вред жителям Великобритании, британская стороны примет меры, уточняет «Газета». «Мы усилим проверки на частных рейсах, таможне, [проверки] грузов. Мы будем замораживать государственные активы России в случае, если у нас появится свидетельство того, что они могут быть использованы для того, чтобы угрожать жизни или собственности подданных Великобритании или резидентов страны», - цитирует Терезу Мэй журнал «Форбс».
По ее словам, Национальное криминальное агентство Британии (National Crime Agency) будет продолжать работу по противодействию «серьезным преступникам и коррумпированным элитам», в том числе из России. «В нашей стране нет места этим людям или их деньгам!» - заявила госпожа премьер. Она также сообщила о ряде секретных мер, которые будут приняты спецслужбами. Разумеется, конкретных деталей она не привела.
С другой стороны, объявленные персонами нон-грата 23 российских дипломата на самом деле являются «незарегистрированными сотрудниками разведки». Это крупнейшая высылка российских/советских дипломатов из Британии с 1985 года, что может отразиться на разведывательных возможностях России в стране, выразила уверенность госпожа Мэй. Самая масштабная высылка произошла в 1971 году, когда правительство Эдварда Хита выдворило 105 советских дипломатов (пятую часть персонала), раскрытых перебежчиком из КГБ Олегом Лялиным как советских агентов, напоминает РБК.
Между тем, меры, принятые правительством Терезы Мэй, оказались слабейшими среди всех возможных ответов – они «довольно сдержанные и ограниченные», считает профессор российской и европейской политики Кентского университета Великобритании Ричард Саква. «Она могла бы помимо прочего ввести, например, больше экономических и финансовых санкций», - сказал эксперт в интервью РБК.
«Назвать объявленные меры радикальными нельзя, они банальные. В наших с Британией отношениях почти не осталось того, что можно было бы разрушить», - сказал, в свою очередь, директор по развитию Российского совета по международным делам Александр Крамаренко, ранее работавший советником-посланником в посольстве России в Великобритании. Любая высылка дипломатов, по его словам, создает проблемы для работы посольства, однако посольство работает для обслуживания отношений, а во многих областях они уже давно находятся на нуле. Между тем, ответ России не заставил себя ждать…
Продолжение следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă