Первые три месяца 2018 года выдались очень насыщенными во внешней и внутренней повестке Турции. 20 января Анкара начала операцию «Оливковая ветвь» по «освобождению от террористов» территории района Африн в провинции Алеппо на севере Сирии, где проживают преимущественно курды. Оккупация этой части Сирии завершилась к 20 марта взятием города Африн, после чего турецкая армия и протурецкие боевики из числа Свободной сирийской армии приступили к зачистке и начали подготовку к взятию еще одного курдского района – Манбидж, что на правом берегу Евфрата.
Это последний крупный город у турецкой границы на западном (правом) берегу Евфрата, который еще не контролируется Анкарой, и если ей удастся оккупировать Манбидж, образуется сплошная буферная зона от Евфрата на востоке до сирийской провинции Идлиб, где пока господствуют протурецкие оппозиционные силы. Не слишком ли легкая прогулка у турецкой армии на чужой земле и где же «подвох»? Вот это мы и попытаемся узнать.
Но сначала я приведу информацию касательно внутреннего положения в Турции после сорвавшегося и всё еще кажущегося странным «военного переворота» летом 2016 года. Напомню, что после тех событий в стране было введено чрезвычайное положение, которое постоянно продлевается, а против оппозиционных сил и вообще любых «подозрительных» граждан развернута массовая кампания увольнений, арестов и запугивания.
Данные Управления ООН по правам человека: за 18 месяцев после попытки переворота в Турции арестовано 160 тыс. человек, 152 тыс. госслужащих лишились работы; учителя, судьи и юристы подверглись уголовному преследованию; задержаны журналисты, закрыты средства массовой информации и сайты. За время действия режима ЧП имели место многочисленные нарушения прав человека: от произвольных задержаний до пыток и жестокого обращения с заключенными.
«Власти Турции, согласно сообщениям, задержали около ста беременных или только что родивших женщин только потому, что их мужей подозревали в связях с террористами», - заявил Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн. По его словам, одних женщин содержали в камере вместе с детьми, других насильственно разлучили с ребенком. «Это просто возмутительно, жестоко и, конечно, не имеет никакого отношения к безопасности страны», - подчеркнул автор.
По данным ООН, турецкие власти в рамках борьбы с терроризмом закрыли более 100 тыс. сайтов и спутниковых телеканалов, в том числе освещающих положение курдов меньшинства. Авторы доклада назвали «проблематичными» и результаты референдума в апреле 2017 года, который предусматривает расширение полномочий президента и ослабляет независимость судебной и законодательной власти. Доклад основан на информации, собранной в ходе 104 собеседований с пострадавшими, членами их семей и очевидцами указанных событий.
На репрессии в Турции реагирует Европейский Союз. В частности, делегация Европейского союза в Анкаре отреагировала на приговоры, вынесенные журналистам. Наказание в виде тюремного заключения назначили более чем 20 обвиняемым, в том числе Атилле Ташу и Мурату Аксою. «Мы не раз подчеркивали, что Турции как стране-кандидату необходимо придерживаться самых высоких демократических стандартов и методов. Это, конечно, касается в том числе и свободы слова», - отметили представители делегации (цитата по «Регнуму»). Евросоюз внимательно следит за ситуацией в Турции и судебными разбирательствами по делам журналистов, серьезно обеспокоен арестами огромного количества людей и произвольными изменениями, которые вносятся в законодательство по борьбе с терроризмом. По этим причинам ЕС продолжит поднимать эту тему на повестке дня на самом высоком уровне, говорится в заявлении.
Влиятельное американское издание The National Interest констатирует, что после 2016 года Эрдоган «встал на путь деспотизма». Кроме массы проблем с правами человека, это удар по национальной экономике. «В настоящий момент растет инфляционное давление, а дефицит платежного баланса продолжает увеличиваться, - отмечает издание (цитата по «Регнуму»). – Правительство Турции опасается, что неблагоприятные факторы могут замедлить рост экономики, а это может повредить Партии справедливости и развития на предстоящих выборах, запланированных на 3 ноября 2019 года».
«Уязвимость заключается в том, что турецкая экономика имеет большую потребность во внешнем финансировании, ее валютные резервы ограничены, растет зависимость от краткосрочного притока капитала, а уровень подверженности валютному риску остается высоким, - пишет журнал, ссылаясь на экспертов МВФ. – Хотя возможные триггеры риска трудно предсказать, они могут быть обусловлены внутренними событиями или региональными геополитическими событиями, такими как изменение отношения инвесторов к развивающимся рынкам».
Между тем, в марте рейтинговое агентство Moody's понизило рейтинг Турции с Ba1 до Ba2, сохранило негативный прогноз и полагает, что правительство Турции «похоже, всё еще сосредоточено на краткосрочных мерах в ущерб эффективной денежно-кредитной политике и фундаментальной экономической реформе». «Похоже, что Турция движется к крупному экономическому кризису. Несомненно, Анкара пожинает плоды своих собственных решений», - резюмирует издание.
На примере Турции можно вновь убедиться в правильности известного выражения «Деньги любят тишину». По данным «Регнума», который ссылается на турецкие и мировые СМИ, богатые турки начали покидать страну: в 2017 году уехали 6 тыс. миллионеров, а за последние два года их численность достигла 13 тыс. человек. Из стран Персидского залива турецкие миллионеры предпочитают Арабские Эмираты, а из Евросоюза – Грецию и Португалию.
Бегут миллионеры – падает лира. Как пишет «Регнум» со ссылкой на турецкую газету Sözcü, после введения американцами тарифных санкций против Китая и в ожидании новых глобальных войн соотношение доллара и турецкой лиры за одну ночь побило все рекорды – за доллар просят четыре лиры. Национальная денежная единица за последние пять лет обесценилась по отношению к доллару в два раза. Дизельное топливо подорожало на 17 курушей и составило 5,32 лиры за литр. Стоимость золота побила все рекорды, составив 170 лир за грамм. Турция вошла в историю со своими «рекордами» и повышениями цен, отмечает цитируемое издание.
Главный председатель Конфедерации революционных рабочих профсоюзов Турции (DISK) Кани Беко отметил, что в стране официально насчитывается 7 млн. безработных и приблизительно 500 тыс. не распределенных на места учителей. Турция является первой в Европе и третьей в мире страной по количеству убийств на почве работы, отношения Турции с 15 странами Ближнего Востока в экономическом и социальном плане находятся в плачевном положении, а с 52 странами Турция в буквальном смысле «в ссоре», сообщает «Регнум». С июля 2016 года в крупных городах было закрыто 11 тыс. предприятий.
Видя всё это, Эрдоган подумывает о том, чтобы провести досрочные выборы себя любимого. Ведь сегодня ситуация в экономике еще не настолько тревожная, как может стать, возможно, через год-два, а оккупация Африна положительно воспринята в турецком обществе. По сообщению Shaber3, Эрдоган поручил своей команде просчитать шансы в случае проведения досрочных выборов (по закону, они должны пройти в ноябре 2019 года). Ранее лидеры других партий говорили о том, что у правительства имеется план проведения внеочередного голосования, уточняет «Регнум».
Продолжение следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă