Linkuri accesibilitate

Сеанс геополитических шахмат. Часть 1


Сенсации не произошло. Президент Армении Серж Саргсян по истечении второго подряд пятилетнего срока пересел в кресло премьер-министра, только уже в совсем иных условиях. Задуманная им в 2015 году конституционная реформа в части перехода страны от президентско-парламентской к чисто парламентской системе завершилась в апреле 2018 года. Отныне Армения, как и соседняя Грузия, а также – Республика Молдова, являет собой парламентскую форму правления, где исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра, который подотчетен парламенту. Президент же становится номинальной фигурой, хотя и, в случае Армении и Грузии, не лишенной полномочий.

Пожалуй, я начну именно с фигуры нового, четвертого президента Армении, и тому есть минимум две причины: интересная биография нового главы государства и, как следствие, уверенность в том, что он не будет «английской королевой» при премьер-министре. Это, кстати, получило косвенное подтверждение уже сейчас, когда в Ереване проходят массовые митинги оппозиции (об этом подробнее во второй части). Но в качестве намека на возможные будущие сценарии лишь приведу два важных обстоятельства: Армения и Грузия, получается, стали островками парламентаризма западного образца, в отличие от Азербайджана, России, Ирана и Турции. Ну, а во-вторых, армянский парламент единогласно ратифицировал Политическое соглашение с Евросоюзом, подписанное в ноябре прошлого года.

Итак, новая политическая система. Было бы, наверное, логично, закрепить ее приходом новых или хотя бы, мягко говоря, не сильно надоевших лиц. Но решение оказалось половинчатым: Серж Саргсян, не имевший права баллотироваться в президенты, решил реализовать сценарий Путина в 2008 году, с той лишь разницей, что рейтинг третьего армянского президента донельзя далек от путинского образца десятилетней давности. Но в качестве интригующей новизны главный шахматист Армении решил преподнести публике фигуру бывшего (трижды!) посла в Великобритании, своего однофамильца Армена Саргсяна (Саркисяна).

Еще в январе действовавший президент Серж Саргсян представил общественности своего преемника, которого парламент без проблем утвердил 2 марта. Отмечу, что пропрезидентская Республиканская партия имеет уверенное большинство после парламентских выборов 2017 года по новой системе, а еще у нее есть коалиционный партнер в лице одной из старейших армянских партий – социалистической Революционной федерации «Дашнакцутюн». И поскольку Армения стала парламентской республикой, четвертого главу государства выбирали депутаты.

Кто же такой Армен Саргсян? Как отмечает армянский историк и политолог Микаэл Золян, по своей биографии новый президент заметно отличается от большинства представителей армянского истеблишмента. Он родился в 1953 году в Ереване в семье архитектора. Кандидат физико-математических наук, специалист по теоретической физике. В 1984-1985 годах преподавал в Кембриджском университете – неслыханная для СССР вольность. Правда, до этого он получал приглашения от 13 западных вузов, но Советы выпустили его только в Британию. Армен Саргсян участвовал в разработке знаменитой игры «Тетрис». Трижды был послом Армении в Великобритании (1992-1995, 1998-2000, 2013-2018), в разные годы также послом в Бельгии и Ватикане. Поддерживает хорошие отношения с английской королевской семьей, особенно с принцем Чарльзом. Имеет деловые связи с семьей президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Еще одна красноречивая деталь: когда срок его дипломатической работы в Лондоне истекал, он оставался в Британии, занимаясь консалтингом и инвестициями. «Коммерсант» уточняет, что Саргсян, работая в Лондоне, был советником в таких компаниях, как British Petroleum, Alcatel, Telefonica, Bank of America и Merrill Lynch. Прямо скажем, нестандартная биография. Я убежден, что далеко не каждому дипломату в жизни так везёт – трижды получить агреман от Великобритании. Может, по этой причине эксперты говорят, что четвертый президент Армении, даже не имея широких полномочий, сможет активно лоббировать интересы страны за рубежом и особенно на Западе?

«Судя по всему, в новой политической системе [новому] президенту будет отведена функция общения с международным сообществом. Причем если с Россией вопросы, скорее всего, будут решаться на уровне реального главы исполнительной власти, т.е. премьера, то на «западном» направлении именно президент будет играть особую роль», - пишет Микаэл Золян на сайте Российского совета по международным делам.

Несмотря на то, что формально у нового президента Армении меньше полномочий, чем у его предшественников, он по-прежнему будет играть важную роль в жизни страны, считает глава постоянной комиссии парламента Армении по внешним связям, заместитель председателя правящей Республиканской партии Армен Ашотян. «Подобная специфика управления не умаляет политическую важность президентского кресла, вспомним хотя бы пример Германии, где в прошлом году министр иностранных дел Штайнмайер отказался от портфеля в пользу президентского поста, - сказал «Коммерсанту» Ашотян. – В подобных случаях очень важна индивидуальная характеристика претендента, который может создать своего рода «добавленную ценность» в дополнение конституционных прав и обязанностей».

Продолжение следует…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG