Linkuri accesibilitate

Новый иранский кризис: война или «просто» санкции? Часть 4


Европейцы не особо выбирали выражения, говоря о политике США по отношению к их партнерам по ту сторону Атлантики. «Глядя на последние решения президента Трампа, кто-то даже мог подумать: кому нужны враги, когда у вас такие друзья? Но, честно говоря, Европа должна быть благодарна президенту Трампу, потому что благодаря ему мы избавились от всех иллюзий», - заявил председатель Европейского Совета («президент ЕС») Дональд Туск.

В свою очередь, президент Франции Эмманюэль Макрон сказал, что ЕС намерен защищать от американских санкций европейские компании, ведущие бизнес с Ираном. «Международные компании с интересами во многих странах делают собственный выбор в соответствии с этими интересами. Они должны и впредь иметь такую свободу», - подчеркнул он. «Все в ЕС разделяют мнение, что соглашение с Ираном несовершенно. Однако нам не следует из него выходить, необходимо продолжать дальнейшие переговоры с Ираном на основе этого соглашения», - отметила со своей стороны канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Ранее глава европейской дипломатии Федерика Могерини сообщила, что ЕС и Тегеран договорились о сохранении Венского соглашения 2015 года. По ее словам, во время переговоров с главой МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа о юридических гарантиях речь не шла. «Речь шла о конкретных практических экономических мерах по поддержке этого соглашения. Главная цель на сегодня — спасти иранскую ядерную сделку и все ее аспекты», — сказала она (цитата по РБК).

Европейцы дают понять, что их решение в Софии – больше, чем разовое политическое заявление. «В Софии мы увидели демонстрацию европейского единства. Пока иранцы уважают свои обязательства, ЕС, конечно, будет придерживаться соглашения…, которое было единогласно ратифицировано Совбезом ООН и которое имеет важнейшее значение для сохранения мира в регионе и на планете», — говорится в заявлении председателя Европейской Комиссии Жана-Клода Юнкера.

В документе также подчеркивается, что решение США «может оказать негативное влияние на европейские компании, которые добросовестно инвестировали в Иран с момента подписания сделки». Поэтому ЕС стремится смягчить влияние санкций США на европейский бизнес и предпримет шаги для поддержания роста торгово-экономических с Тегераном. Чтобы решить эту задачу, необходимо принять меры на европейском и национальном уровне, пишет РБК.

Это, в частности, будет активизация Блокирующего статута 1996 года, который запрещает компаниям ЕС соблюдать экстерриториальные санкции других стран, в том числе США. Он позволяет компаниям требовать возместить убытки, возникшие в результате таких санкций, от лица, вводившего санкции, и аннулирует влияние в ЕС любых иностранных судебных решений на основе этих санкций. Обновить Блокирующий статут, включив в него вновь вводимые санкции США в отношении Ирана, необходимо до 6 августа, то есть до даты вступления в силу ограничительных мер против Тегерана, продолжает цитируемое издание.

Еврокомиссия также будет устранять препятствия, возникшие из-за санкций, для отдельных финансовых сделок, которые будет проводить Европейский инвестиционный банк для финансирования деятельности в Иране. На то, чтобы опротестовать эти шаги, у Европейского Совета (высшего руководящего органа ЕС) и Европейского парламента есть два месяца. Если они не выступят с возражениями, перечисленные меры могут вступить в силу раньше двухмесячного срока. ​ЕС также планирует укреплять сотрудничество с Ираном в различных отраслях, включая энергетику.

Кроме того, Брюссель призвал страны ЕС рассмотреть на национальном уровне возможность разрешать однократные банковские переводы в адрес Центробанка Ирана. Это позволит Тегерану получать доходы от продажи нефти, несмотря на санкции со стороны США, заявили в Европейской комиссии. ​«Американские санкции не могут не вызвать последствий. Поэтому мы, Еврокомиссия и Европейский союз, обязаны сделать все возможное, чтобы защитить европейский бизнес, особенно малые и средние предприятия», - сказал Жан-Клод Юнкер.

Дальше – больше. Уже 25 мая в Вене (какой символизм!) соберется совместная комиссия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в формате «европейской тройки» (Германия, Великобритания, Франция), Китая, России и Ирана на уровне политических директоров МИД под председательством ЕС, объявила глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, сообщает «Интерфакс».

Чтобы подчеркнуть всю серьезность намерений ЕС, канцлер ФРГ Ангела Меркель отправилась 18 мая в Сочи. Разумеется, переговоры с Владимиром Путиным касались не только решения США о выходе из ядерной сделки – есть еще Украина, Сирия, «Северный поток-2». Но иранский вопрос был в числе важнейших. «Сложилась специфическая ситуация после выхода США [из ядерной сделки с Ираном]», - признала на итоговой пресс-конференции Меркель. По ее словам, заключенное в 2015 году соглашение неидеальное, но «лучше чем ничего». Как пишет РБК, главное при этом – убедить Иран в необходимости быть верным соглашению, указала канцлер.

«Дональд Трамп сотрясает мировой порядок, и канцлер Германии Ангела Меркель вынуждена пойти на сближение с более предсказуемым партнером в Москве», - предполагает агентство Bloomberg, говоря о визите Меркель в Сочи. «Теперь они [Германия и Россия] оказались по одну сторону баррикад, пытаясь оградить бизнес от американских санкций, спасти иранскую ядерную сделку, от которой отказался Трамп, и противодействовать возражениям США против нового газопровода, соединяющего Россию и Германию», - говорится в статье.

У России, похоже, появился шанс представить себя более надежным и предсказуемым партнером по сравнению с Трампом, полагает немецкая газета Der Tagesspiegel. Путин, по словам председателя внешнеполитического комитета Бундестага Норберта Рёттгена, становится «тактическим победителем» в сложившейся ситуации: вряд ли он мог рассчитывать на такую удачу, что в США будет второй «президент-разрушитель» после Обамы, который, по его словам, бросил на произвол судьбы очаги напряженности на Ближнем и Среднем Востоке. Еще больше время поджимает в отношении ядерного соглашения с Ираном: Тегеран выдвинул европейцам 60-дневный ультиматум. «Москва могла бы в значительной мере повлиять на Тегеран», - говорится в статье.

Что тут добавить? Остается подождать до начала августа, чтобы увидеть первые санкции США против Ирана и первые же действия европейцев по минимизации рисков для их компаний, а также в целом по спасению Венской сделки, которую подписали с таким трудом…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Часть 1

Часть 2

Часть 3

XS
SM
MD
LG