Linkuri accesibilitate

Консервативная революция против либеральной контрреволюции


Пока мировое сообщество продолжает пристально следить за разворачиванием очередного кризиса вокруг Ирана из-за выхода США из ядерной сделки, я обращусь к теме, которая не носит такого острого конфронтационного характера, но оттого отнюдь не менее интересна. Речь о продолжении цепочки событий в Центральной Европе, которые с недавних пор стали условно именоваться «консервативной революцией». Венгрия, Польша, Австрия, в меньшей степени Чехия, теперь Италия, плюс рост крайне правых настроений в Германии. Всё это слишком серьезно и масштабно, чтобы списывать на предвыборные лозунги или влияние извне.

«Пионером» долгосрочного процесса «консервации» социально-политических устоев в центрально-европейских странах считается Венгрия, где правительство Виктора Орбана с 2010 года постепенно «закручивало гайки» в отношениях с прессой и судебной системой. Однако по-настоящему резонансным считается поведение Польши, где ультраконсерваторы в лице партии «Право и справедливость» и ее лидера Ярослава Качиньского продолжает «путинизацию» страны (как выражаются оппозиционно настроенные поляки и западные журналисты).

Полагаю, европейской бюрократии особенно обидно видеть такое «недостойное» поведение Польши, учитывая, что Варшава остается крупнейшим получателем европейской финансовой помощи среди стран бывшего социалистического блока. К тому же Польша всегда была для Европы и США «любимым ребенком», которому уделялось повышенное внимание в годы «холодной войны» с учетом значимости этой страны для СССР. В конце концов, именно «Солидарность» в 1980-1981 годах нанесла ощутимый удар по восточному блоку, а свободные выборы в июне 1989 года в Польше и Венгрии (кстати!) запустили быстрый процесс развала Варшавского договора.

И вот сегодня Польша неформально возглавляет антилиберальную и антииммигрантскую Фронду против Брюсселя и «старой Европы». Еще в декабре 2017 года комитет Европарламента по гражданским свободам поддержал решение Еврокомиссии по запуску процедуры имплементации санкций в отношении Польши на основании Ст. 7 Договора ЕС, которая позволяет лишить страну-члена права голоса в Совете Евросоюза за создание «явной угрозы серьезного нарушения» принципов правового государства.

Брюссель грозил наложить санкции уже в феврале текущего года, но пока решение не принято – видимо, продолжаются переговоры. Однако, как заявил на днях вице-председатель Европейской комиссии Франк Тиммерманс, Брюссель не готов ждать бесконечно и оставляет на переговоры максимум две недели.

По мнению Европейской комиссии, проводимая в Польше судебная реформа подчиняет судебную власть политикам, и принцип верховенства права нарушается. Согласно реформе, 15 членов высшего судебного совета Польши, назначающего всех судей страны, будет избираться на четырехлетний срок сеймом (парламентом) Польши, а не в судебной среде, как раньше, пишет «Газета». Каждая парламентская фракция сможет предложить девятерых кандидатов, а, кроме того, Верховный суд получит право пересматривать по предоставлению местных судов те дела, решения по которым были приняты в течение 20 прошедших лет.

В ответ на намерение Евросоюза отобрать у Варшавы право голоса МИД Польши заявил, что любые «сомнения в соответствии национального законодательства законам ЕС должны быть урегулированы в суде». МИД Польши убежден также, что «независимый и беспристрастный» судебный орган не будет руководствоваться предвзятыми политическими оценками. Одновременно с этим Варшава согласна начать переговоры с Брюсселем по поводу реформы, но всячески подчеркивает, что это внутреннее дело польского государства. При этом Венгрия грозит наложить вето на решение ЕС применить санкции против Польши – вот такая консервативная солидарность!

Однако Евросоюз тоже не отступает – в начале мая стало известно о том, что Брюссель сократит финансирование стран-членов, подрывающих верховенство права. Речь о Польше и Венгрии – во втором случае европейцам не нравится жесткая политика Будапешта в отношении мигрантов. Правда, финансовую дубину планируется применить не сразу, а в бюджете 2021-2027 годов, но вопрос поставлен жестко. «Только независимая судебная система, которая поддерживает верховенство закона и юридическую определенность во всех государствах-членах, может в конечном счете гарантировать, что бюджетные деньги ЕС достаточно защищены», - передает РБК со ссылкой на заявление Еврокомиссии.

Ясно, что конфликт поляков и венгров с Брюсселем – это не фатально (один хорошо информированный западный деятель сказал мне, что Виктор Орбан не собирается выводить Венгрию из Евросоюза, но и не позволит брюссельской бюрократии командовать его страной). Но это надолго, и ближайшие годы покажут, чья возьмет. Мне же интересно взглянуть на эту ситуацию шире и понять, как получилось, что новички ЕС так быстро начали «качать права». «…ЕС сталкивается с экзистенциальной дилеммой в противостоянии с националистическими лидерами Центральной Европы во главе с Польшей и Венгрией», - пишет немецкое издание «Международная политика и общество».

По иронии судьбы, пишет автор, нынешняя Фронда – это бывший восточный блок, который сегодня возродился уже в другом контексте и с другими целями, но продолжает называться восточным блоком. «В отличие от западных государств ЕС…, у него [у «восточного блока»] есть видение того, как можно преобразовать Евросоюз: сделать Европу конфедерацией независимых государств, которые будут обладать несколькими наднациональными функциями, помимо зоны свободной торговли», - говорится в тексте.

«Газета» в большом аналитическом материале отмечает, что страны нового «восточного блока» демонстрируют внушительный экономический рост и, соответственно, требуют от «старичков» учитывать их мнения. Так, в 2017 году самой быстро развивающейся европейской страной стала Румыния, где ВВП вырос на 6,4% за год. Польша, Чехия и Венгрия показали более интенсивный рост, чем самые развитые страны Западной Европы, и самые низкие показатели безработицы в регионе.

Согласно прогнозу Европейской комиссии на 2018 год, наиболее серьезный экономический рост снова продемонстрирует Румыния – 4,4% за год. Всего в топ-12 самых быстрорастущих стран вошли сразу девять государств Центральной и Восточной Европы. Кроме Румынии, это Болгария, Польша, Венгрия, Латвия, Эстония и Чехия, у которых будет примерно 3-4% экономического роста.

Продолжение следует…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG