Linkuri accesibilitate

Будущее Европы: два измерения одной проблемы


Набирающие популярность евроскептики и всяческие левые и правые «популисты» в парламентах и правительствах стран Центральной и Восточной Европы, миграционный кризис, необратимый процесс выхода Великобритании из ЕС и непрекращающиеся пикировки между Европейским Союзом и США ставят перед политиками вопрос ребром: быть ли дальше единой Европе? И хотя большинство лидеров Старого континента дружно отвечают «Конечно, быть!», быстро выясняется, что они, во-первых, видят всё по-разному, а во-вторых, не располагают универсальным рецептом решения накопившихся проблем.

Их в последние годы накопилось немало, и было бы неплохо для лучшего понимания как-то условно разделить их на две группы. Первая группа – это миграционный кризис, рост евроскептицизма и правого «популизма», выход Британии из ЕС. Вторая группа – это сложные отношения США и ЕС, скепсис Трампа по отношению к НАТО и, как следствие, стремление стран ЕС сделать опору на собственные силы в вопросах обороны и безопасности. Само собой, две группы тоже взаимосвязаны, но такое условное деление позволяет разглядеть разные уровни проблематики. И поскольку «консервативной революции» и торговым противоречиям между США и ЕС я уделил уже достаточно внимания, имеет смысл перейти к теме обороны и внешней политики.

Этому вопросу большое внимание уделяет немецкое русскоязычное издание «Международная политика и безопасность». Авторы публикаций не устают критиковать политику Трампа и взывают европейских политиков к поиску решений. Так, еще в декабре 2017 года издание писало о возможном конце трансатлантических отношений в связи с политикой президента США и призывало ЕС выйти из-под опеки «старшего брата» в вопросах безопасности. В этом контексте немцы приветствуют подписание Соглашения о Постоянном структурированном сотрудничестве PESCO (Permanent Structured cooperation) 11 декабря 2017 года. Договор подписали 25 из 28 стран ЕС – все, кроме Великобритании, Дании и Мальты.

«В свете изменчивых условий безопасности был запущен процесс более тесного сотрудничества в сфере безопасности и обороны, в рамках Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности. Государства-члены ЕС согласились усилить действия Евросоюза в этой области и признали, что улучшение координации деятельности, увеличение инвестиций в оборону и сотрудничество в области развития оборонных комплексов являются ключевыми требованиями для достижения цели», - говорится в русскоязычной версии официального сайта Европейской службы внешних связей.

В контексте «суверенизации» оборонной политики, где пальма первенства принадлежит Германии, министр обороны этой страны Урсула фон дер Ляйен «на полях» Мюнхенского международного форума безопасности в феврале заявила, что Европа могла бы внести «больший вклад в военном отношении» для установления баланса в мире. Кроме того, писало тогда киевское издание «Левый берег», госпожа министр призвала отойти от традиционного трансатлантического разделения задач, по которому США часто берут на себя военные боевые задачи, а европейцы – гуманитарные вопросы.

«Мы беспокоимся о партнерах, которые сокращают свои инвестиции в дипломатию и ресурсы ООН», - сказала фон Ляйен, имя в виду политику Трампа. Министр пообещала довести расходы на оборону Германии до одинаковых показателей для достижения целей НАТО и целей стабильного развития. Кроме того, она призвала к совместному подходу и в сфере иностранных дел, где, по ее мнению, странам Европы не хватает единодушия. «Я считаю, что нам также нужно PESCO во внешней политике – и общая стратегическая культура. Не существует только военного пути к устойчивому миру, - сказала министр. – Мы хотим оставаться трансатлантическими, но стать более европейскими. Германия и Франция готовы совместно продолжить европейский проект, и мы приглашаем всех европейцев двигаться вперед».

В свою очередь, глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер там же в Мюнхене сказал, что ЕС должен отказаться от принятия единогласных решений путем достижения общеевропейского компромисса, когда дело касается оборонной сферы. «Система принятия решений не позволяет предпринимать оперативные действия, необходимые в сфере обороны. Пытаясь достичь общего компромисса, мы никогда не сможем добраться до развертывания войск. Поэтому нам необходима система квалифицированного большинства [при принятии оборонных решений в Европейском совете]», - цитирует Юнкера ТАСС.

«Многие по другую сторону Атлантики считают, что, развивая европейскую оборону, ЕС станет слишком независимым, - подчеркнул он. – Но мы не можем полагаться только на НАТО, мы должны иметь собственные оборонные возможности. Мягкая сила зачастую недостаточно сильна, иногда нужно прибегать к более жестким аргументам».

«Защита Европы зиждется на НАТО, а после Brexit 80% оборонных расходов будут обеспечиваться странами, которые не состоят в ЕС. Боевые группы в странах Балтии и Польше возглавляются не европейскими странами НАТО, и ЕС никак не может заменить НАТО, зато может создать новые мощности для альянса», - констатировал генсек НАТО Йенс Столтенберг.

Между тем, сообщает «Газета» со ссылкой на официальные источники в НАТО, Германия выступила с инициативой размещения на ее территории командования по Европе, а США предложила разместить у себя командование по Атлантике. Позже данную информацию подтвердил и Столтенберг. «Несколько стран предложили разместить на их территориях новые командования, но сегодня мы обговорили только структуру, которую мы утвердим в июле, как и вопрос о том, где будут расположены новые командования», - сказал генсек НАТО.

Однако это вряд ли может оттенить стремление Германии совместно с Францией укрепить военную составляющую Европейского Союза. «Наметившиеся трудности в евро-атлантических отношениях, связанные с намерением Трампа заставить европейцев нести большую финансовую ответственность за общую оборону внутри НАТО… толкают Меркель на поддержку европейской идентичности в области безопасности через создание «твёрдых ядер» внутри ЕС», - констатирует историк, профессор МГИМО Евгения Обичкина на сайте Российского совета по международным делам. По мнению эксперта, «фактор Трампа» и Brexit повышают взаимную заинтересованность Парижа и Берлина в укреплении тандема и в качественном прогрессе интеграции.

Как многим, наверное, известно, в американской администрации отнюдь не все разделяют протекционистские и изоляционистские взгляды Трампа на трансатлантические отношения. Например, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчел (преемник Виктории Нуланд) назвал «сохранение Запада в новую эпоху жестких геополитических противостояний» одной из главнейших задач внешней политики США. «Наша задача сегодня – защитить Запад, пока мир вступает в эру жесткого геополитического противостояния. И мы не добьемся этого без Европы, - заявил он в Центре Карнеги в Брюсселе. – Америка и Европа – это Запад и сердце свободного мира».

В то же время, как сообщает «Интерфакс», Митчелл подчеркнул, что США одобряют усилия ЕС в вопросах обороны. «Однако НАТО – ключевой гарант европейской безопасности, и любые попытки по укреплению обороны ЕС должны усиливать, а не ослаблять НАТО», - сказал высокопоставленный американский дипломат.

Между тем, в Германии сохраняется скепсис по поводу перспектив единой Европы. Как пишет газета «Коммерсант», еще в ноябре 2017 года влиятельнейший немецкий журнал Der Spiegel получил в распоряжение текст секретного доклада Бундесвера с прогнозом будущего ЕС к 2040 году. Стостраничный документ рассматривает шесть сценариев: от наиболее оптимистичного («ЕС процветает и распространяет свою культуру и влияние») до самого пессимистичного («Распад ЕС: десятилетия нестабильности разрушают международные соглашения, что для Германии приводит к многочисленным столкновениям»).

По мнению авторов доклада, к распаду ЕС может привести либо агрессия со стороны России, либо последствия «Брексита», уточняет «Ъ». В случае такого сценария новые государства не будут вступать в ЕС, многие члены выйдут из него, Европа утратит конкурентоспособность в мире, а число конфликтов вырастет.

Остальные четыре сценария выглядят так: мирные большие регионы (ЕС растет, интеграция увеличивается с расширением торговых связей); статус-кво (стабильное положение с сильной немецкой экономикой и мирным соседством); многополярная конкуренция (экстремизм подталкивает страны ЕС к проведению более националистической политики); Запад против Востока (некоторые восточные члены ЕС выходят из него, чтобы создать собственный блок). Во всех сценариях рассматривается, как они повлияют на Германию и ее политику и положение, пишет «Ъ».

Здесь можно добавить только одно: если европейцы, с одной стороны, действительно устали от своеволия США, а с другой стороны, склонны признаться в наличии проблем высокого уровня, то рассмотрение конструктивных и негативных сценариев будущего – это положительный сигнал. Точнее, сигнал несет в себе тревогу лидеров ЕС, но показывает, что они готовы дать ответ внутренним и внешним вызовам. А значит, есть надежда на прогресс и развитие…

Читайте также:

Дональд всемогущий. Могут ли США повернуть глобализацию вспять? Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

«Брексит» животворящий: Британия уходит, Европа оживает

Призрак консерватизма гуляет по Европе

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG