Linkuri accesibilitate

И снова «Брексит»: туманность неминуемого


Июль в Британии явно не задался. В отставку ушли два ключевых министра правительства Терезы Мэй – министр по делам «Брексит» Дэвид Дэвис и глава Форин Офис Борис Джонсон. Оба влиятельных чиновника выразили публичное несогласие с решением Даунинг-стрит 10 запустить процедуру «мягкого» выхода Британии. Предусматривается создание зоны свободной торговли с ЕС для промышленных и сельскохозяйственных товаров и сохранение таможенных стандартов Союза на британских границах, уточняет «Интерфакс».

Противники этого сценария считают, что у Британии будут обязанности по отношению к континентальной Европе, но не будет рычагов влияния на нее. «Мы отдаем слишком много и слишком быстро», - сказал Борис Джонсон (цитата по РБК). Он уверен, что правительство слишком долго не могло сформулировать позицию, а в результате компромисса большая часть экономики все равно останется «под замком Евросоюза».

Напомню, что жесткий сценарий, за который ратовали Джонсон и Дэвис, предполагает выход Великобритании из Европейского единого рынка, Таможенного союза ЕС, прекращение распространения юрисдикции Суда Европейского союза на Соединенное Королевство. Однако Тереза Мэй не отказалась от своих планов. По ее мнению, план отвечает интересам и жителей Северной Ирландии, имеющих торговые связи с входящей в состав ЕС Ирландской Республикой. Отсутствие физической границы между двумя Ирландиями является одним из ключевых пунктов Белфастского соглашения 1998 года.

«…Мы вернем контроль над нашими границами, нашими законами и нашими деньгами, прекратив свободное перемещение граждан, выведя Великобританию из-под юрисдикции Европейского суда и положив конец тем дням, когда мы отсылали огромные суммы денег наших налогоплательщиков в Евросоюз», - цитирует ТАСС Терезу Мэй.

При этом «Интерфакс» уточняет, что, согласно плану правительства, Великобритания сможет устанавливать свои тарифы и разрабатывать независимую торговую политику и выйдет из-под юрисдикции Европейского суда, который трактует законы для стран ЕС, однако будет учитывать его решения в некоторых областях.

В свою очередь, Брюссель считает предлагаемую систему сложной и уязвимой для контрабандистов. На континенте полагают, что для участия в едином рынке Лондону необходимо будет обеспечить также свободное перемещение граждан. «Великобритания и ЕС не будут иметь нынешнего уровня доступа к рынкам друг друга», - говорится в документе, принятом британским парламентом.

Так или иначе, отставки не пошатнули правительство второй женщины-премьера в истории Британии – переговоры с Евросоюзом продолжаются, а на место ушедших министров пришли новые. Спецпредставитель ЕС по переговорам с Лондоном Мишель Барнье сообщил 10 июля, что окончательное соглашение готово на 80%. «Нам нужно добиться большей определенности, так как время на исходе», - добавил европейский чиновник (цитата по РБК).

Как пишет руководитель департамента политологического анализа московского Центра политических технологий Александр Ивахник, полномасштабное соглашение между Лондоном и Брюсселем по условиям будущих взаимоотношений должно быть подписано к концу октября. Но документу еще надо пройти утверждение в парламенте, а там у Терезы Мэй не всё гладко в среде однопартийцев. «Тогда правительству консерваторов придется уповать на поддержку части лейбористов. Иначе к дате выхода из ЕС 29 марта 2019 года у Британии не будет соглашения с Брюсселем, и выход окажет разрушительное воздействие на экономику», - пишет автор на сайте «Политком».

Но Терезу Мэй не остановить. Она считает, что план выхода должен быть осуществимым на практике, а не содержать простые декларации. «Я считаю, что нам нужно решение, которое будет приносить пользу Соединенному Королевству, гарантирует, что мы покинем ЕС, и позволит смело смотреть в будущее», - цитирует ее ТАСС.

Между тем, в Брюсселе, видя нестабильное поведение Лондона, приняли специальное заявление, призвав все страны ЕС усилить подготовку к Brexit и быть готовыми к любым сценариям выхода Лондона из Союза, т.к. в любом случае «Великобритания больше не будет являться членом ЕС и пользоваться положенными [членам ЕС] привилегиями» (ТАСС).

В британском обществе тоже раздражены непонятными перспективами. Получается весьма странная ситуация: все понимают, что Брексит неизбежен, но никто не понимает, как он в конечном итоге будет выглядеть. ТАСС приводит данные опроса, проведенного газетой Times: 50% членов Консервативной партии и 70% тех, кто голосовал за Brexit, считают, что правительство ведет переговоры с Брюсселем «из рук вон плохо». К тому же источники в партии заявили, что от 60 до 70% участников встречи в Чекерс (речь идет о 12-часовом совещании Кабинета министров в загородной правительственной резиденции, после чего министры и ушли в отставку) были недовольны навязанным им предложением.

«Как только она [Тереза Мэй] была избрана два года назад, некоторые политические аналитики предположили, что ее поставили на этот пост для того, чтобы расчистить авгиевы конюшни Brexit. В ситуации, когда полстраны в принципе против выхода из ЕС, а те, кто этого хотят, преследуют разные цели, премьеру сложно рассчитывать на всенародную любовь и поддержку», - пишет глава бюро ТАСС в Лондоне Илья Дмитрячев.

Он предполагает, что госпоже премьеру дадут «дорулить» правительством именно для того, чтобы она проделала всю неблагодарную работу по выводу Британии из Европейского Союза. Очень интересное мнение и, я полагаю, недалекое от истины. До «часа икс» осталось не так уж много – официальный выход должен состояться 29 марта 2019 года, а переходный период «бракоразводного процесса» завершится 31 декабря 2020 года…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG