Linkuri accesibilitate

Будни и праздники постреволюционной Армении. Казус Хачатурова


Арест Роберта Кочаряна, несмотря на его статус и сам факт заключения под стражу, не вызвал такой реакции, как открытие уголовного дела в отношения пока еще генерального секретаря ОДКБ, генерала Юрия Хачатурова, который в 2008 году имел непосредственное отношение к разгону манифестантов в Ереване.

28 июля ереванский суд освободил генерала под залог в 5 млн. драмов (примерно 100 тыс. долларов). А 31 июля глава пресс-службы МИД Армении Тигран Балаян официально уведомил партнеров по ОДКБ о том, что Хачатуров продолжает исполнять свои обязанности, однако вопрос его замены не снят с повестки дня. Более того, в Москве, Минске и Астане продолжают обсуждать сложившуюся ситуацию, давая понять, что она их не устраивает.

«То, что идут обсуждения о его замене, не означает, что Хачатуров освобожден от этой должности. Он продолжает быть генсеком ОДКБ. Очевидно, что его кто-то должен заменить. У нас был прецедент в период с 2016 по 2017 год, когда до назначения Хачатурова обязанности генсека исполнял первый заместитель», - цитирует Балаяна агентство «Новости – Армения».

«Действия Армении исходят из логики укрепления ОДКБ. Предложение начать обсуждения о смене генсека исходят именно из этой логики. Армения не планирует предпринимать шаги, которые могут негативно повлиять на авторитет организации. Мы заинтересованы в том, чтобы ОДКБ продолжала свою нормальную деятельность», - добавил официальный представитель МИД.

Более того, 2 августа в Ереван прибыл замминистра обороны России Александр Фомин, и главной темой, естественно, стало дело Хачатурова. Несмотря на прогнозы скептиков, диалог получился одновременно и конструктивным, и откровенным. Так, Фомин, говоря о «деле 1 марта», заявил журналистам, что «Армения осуществляет правосудие». Он дал понять, что сотрудничество в военной и военно-технической сфере продолжатся. Фомин также опроверг утверждения о том, что из-за Хачатурова Россия приостанавливает поставки вооружений Армении.

Более того, министр обороны Армении Давид Тоноян заявил, что страна рассматривает возможность взятия у России нового кредита на покупку вооружений в самой же России. Напомню, что первый кредит на 200 млн. долларов уже «освоен» - по нему проведена закупка вооружений. В настоящее время идет производство техники для «покрытия» второго кредита на 100 млн. И вот обсуждается возможность получения третьего транша, но сумма пока не озвучена.

Словом, в военном измерении проблем вроде как нет, но есть вопросы в политической плоскости. Так, премьер Армении Никол Пашинян 10 августа заявил, что Россия должна адаптироваться к новой ситуации в Армении. Заочно отвечая министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, который выразил обеспокоенность развитием ситуации в Армении, Пашинян сказал: «Это новая ситуация. Мы все должны адаптироваться к этой ситуации, в том числе наши российские коллеги, и мы сами. Так что, всё нормально» (цитата по РИА Новости).

12 августа президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с российским коллегой Владимиром Путиным «на полях» саммита каспийской пятерки в Актау поднял вопрос Хачатурова. «Из всех тем, которые надо обсудить, это вопрос генсека ОДКБ, который стал для нас проблемой», - цитирует ТАСС лидера Казахстана. «Что касается более широких отношений в рамках ОДКБ, в рамках ЕврАзЭс, здесь очень большая повестка дня, большие программы, - ответил ему Путин. – Есть и вопросы проблемного характера, как те, о которых вы сейчас сказали».

Следствие по делу 1 марта 2008 года продолжается, поэтому ничего нового с правовой стороны мы пока не услышим. Остается сторона политическая – как понимать настойчивость новой армянской власти в стремлении привлечь к ответственности всех причастных, невзирая на их (международный) статус? И тут разброс мнений очень большой: от «всё пропало, Армения разрушает ОДКБ» и «очередной русофобский шаг марионеток Сороса в Ереване» до немногочисленных, но адекватных призывов воздержаться от истерии и трезво взглянуть на вещи.

К слову, в армянской прессе появились никем не опровергнутые сообщения о том, что Ереван предлагает новую кандидатуру на пост генсека ОДКБ – это бывший министр обороны Вагаршак Арутюнян, который, с одной стороны, пользуется авторитетом в армии и обществе, а с другой, слывет еще более пророссийским, чем Хачатуров. Он был заместителем начальника штаба главнокомандования Объединенных вооруженных сил СНГ и заместителем начальника Координационного штаба военного сотрудничества СНГ. Пока неизвестно, оценила ли Москва такой реверанс.

Пока процитирую известного российского политолога Сергея Маркедонова, который справедливо отмечает, что решения об уголовном преследовании Кочаряна и Хачатурова «насторожили Москву». Эксперт указывает на то, что в прессе обращают внимание на близость этих фигур к политическому и военному руководству России. В то же время Маркедонов нехотя раскрыл тайну, которая для многих людей в Ереване тайной-то и не была: должность генсека ОДКБ представителю Армении досталась не без труда (точнее, не без поддержки Москвы) «при, мягко говоря, сложной реакции со стороны остальных партнеров по Организации». В связи с этим я осторожно напомню читателям, что творилось внутри и вокруг ОДКБ во время и после Апрельской войны 2016 года.

Интересное мнение предложил другой российский политолог Дмитрий Офицеров-Бельский. Среди прочего, он заметил, что на политическом уровне «старая гвардия» в лице правившей 20 лет Республиканской партии Армении сейчас не у дел, но на управленческом уровне ее позиции сильны, т.к. многие кадры на среднем уровне остались от прежней власти, и они непременно будут подставлять Пашиняна, особенно в МИДе.

Политолог делает вывод: если Россия не начнет «работать нормально с Пашиняном», это будет большой ошибкой российской дипломатии. «Сейчас вообще самое лучшее время, чтобы начать работать со всеми, а не как раньше – с одними лишь республиканцами. Надеюсь, что недавнее назначение опытного Сергея Копыркина [послом России в Армении] сделает политику на армянском направлении более эффективной. Работать лучше аккуратно и с уважением, без уничижительных комментариев о профессионализме армянских дипломатов, как это было недавно», - пишет Офицеров-Бельский на своей странице в Facebook.

Снова процитирую Маркедонова. Он отметил, что в ходе недавнего визита в Брюссель Никол Пашинян в интервью Euronews подчеркнул, что Армения и при новой власти «останется близким союзником России». Эксперт призвал паникеров (я предпочитаю называть их «майдановедами» и «всепропальщиками») не проводить параллелей между Арменией и группой таких стран, как Грузия, Украина и Молдова, поскольку такое сравнение не выдерживает никакой критики.

«Все эти страны до прокатившихся по ним «цветных революций» не были союзницами России. Они не входили в евразийские интеграционные объединения. Напротив, все они были создателями ГУАМ… Евроатлантические устремления Тбилиси и Киева также были обозначены до «революции роз» и двух «майданов», а план Дмитрия Козака по приднестровскому урегулированию был провален не проевропейской коалицией, а партией коммунистов Молдовы во главе с Владимиром Ворониным», - пишет политолог на сайте «Евразия Эксперт».

Вместе с тем, продолжает он, для новой армянской власти Юрий Хачатуров – «символ прежней власти и ее ошибок», однако для Москвы и партнеров Армении он генсек ОДКБ. «И первое без второго невозможно, тогда как для новой армянской власти второе рассматривается как сюжет меньшей значимости», - резюмирует автор и призывает Ереван быть осмотрительнее.

Наконец, свое мнение выразил главный редактор издания «Россия в глобальной политике», политолог Федор Лукьянов. Для начала он призывает отойти от рассмотрения ситуации в Армении «исключительно с точки зрения противостояния Запада и России», считая это упрощенчеством. В то же время он отмечает, что дело Хачатурова воспринимается в Москве как демонстративный и оскорбительный шаг.

«Необходимость перекройки собственного политического ландшафта – борьба с коррупцией, что было главным лозунгом сторонников Пашиняна, и избавление от влияния давно устоявшихся политических кланов… - безусловный приоритет «революционной» власти. Когда руководитель приходит на волне уличных протестов, ему необходимы доказательства своей решимости. И «побочный ущерб», наподобие конфуза с ОДКБ, которая оказалась в глупом положении, во внимание не принимается», - пишет Лукьянов на сайте «Российской газеты».

И вот новость последних минут: Апелляционный суд Еревана на основании ходатайства адвокатов Роберта Кочаряна принял решение освободить его из-под стражи под подписку о невыезде. Главным аргументом защиты был статус неприкосновенности, которым пользуются все бывшие президенты Армении. Но интересно, что еще 27 июля два юриста, Тигран Егорян и Мушег Шушанян, отметили, что Специальная следственная служба, предъявив Кочаряну соответствующее обвинение, не нарушила конституционное положение о неприкосновенности президентов. В 2008 году Конституция позволяла президенту вводить чрезвычайное положение, но в той же статье отмечалось, что правовой режим ЧП определяется законом, который был принят лишь в 2012 году.

«Президент, …предусмотрев указом режим чрезвычайного положения, вышел за рамки своих полномочий. Процедура следующая: должен был быть закон, на основании закона и при наличии закона президент мог воспользоваться своими полномочиями по объявлению чрезвычайного положения. Для осуществления этих полномочий было необходимо, чтобы в 2008 году Национальным собранием был принят закон о режиме чрезвычайного положения», - сказал Мушег Шушанян в интервью армянской службе Радио «Свобода».

Согласно Ст.140, ч.2 Конституции Республики Армения, «Президент в течение и после срока своих полномочий не может подвергаться преследованию и привлекаться к ответственности за действия, обусловленные его статусом». Ст.140, ч.3 уточняет: «Президент Республики может привлекаться к ответственности за действия, не связанные с его статусом, только после завершения своих полномочий».

По мнению упомянутых юристов, в отношении Кочаряна конституционная норма не была нарушена, т.к., введя на период 1-20 марта 2008 года чрезвычайное положение, Роберт Кочарян, по их оценке, совершил действие, не связанное с его статусом. «Были нарушены, ограничены права граждан, и это не имело ни законного основания, ни правомерной цели», - считает Тигран Егорян.

Между тем, появилась реакция следователей на сегодняшнее решение Апелляционного уголовного суда Армении. В Специальном следственном комитете считают, что Суд вышел за рамки своих полномочий. «Мы надеемся, что прокуратура подаст кассационную жалобу», - заявили Радио «Свобода» в ведомстве.

Еще одну подробность сообщает Телеграм-канал «Баграмян-26» (он сыграл огромную роль в информационном освещении апрельской революции). Оказывается, судья Апелляционного уголовного суда Александр Азарян, вынесший решение об освобождении Кочаряна из-под стражи, достаточно продолжительное время (1998-1999 и 2001-2006 годы) работал в администрации второго президента Армении. Именно Кочарян назначил Азаряна судьей в 2006 году. Остается только один вопрос: каким образом дело Кочаряна попало сейчас именно к этому судье? Недоглядели или чей-то умысел?

Однако даже в этой новости есть важный посыл: судебная инстанция продемонстрировала независимость, ведь, если бы команда Пашиняна очень захотела, то в лучших традициях бывшего СССР организовала бы «правильное» заседание Суда. Прямо как в Молдове при вынесении решения по итогам выборов в Кишиневе этим летом. А что касается армяно-российских отношений, сегодняшнее сообщение, наверное, будет воспринято в Москве позитивно, но дело Кочаряна, как и дело Хачатурова, далеко от завершения. Тем более что решение об освобождении Кочаряна из-под стражи может быть обжаловано в Кассационном суде.

Казус Кочаряна

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG