27 августа вступает в силу новый пакет санкций, которые достаточно неожиданно в начале августа анонсировал Государственный департамент США, намереваясь наказать Россию за причастность к отравлению Сергея и Юлии Скрипалей. Неожиданность заключается не только в скоротечности процесса и в том, что США «проснулись» спустя 4 месяца после инцидента в Солсбери, но и в том, что «привилегия» налагать санкции перестала быть монополией Конгресса.
Помимо прочего, это заставило ряд экспертов думать, что тем самым Дональд Трамп хочет переиграть Капитолийский холм в жесткой борьбе за неформальное звание главного оппонента Москвы. А главное – это нужно сделать до промежуточных выборов в Конгресс 6 ноября. Так это или нет, выясним после того, как разберем суть вводимых санкций. Вышло так, что Госдеп обнародовал свой пакет санкций почти сразу после того, как в Сенате был зарегистрирован законопроект, который может стать даже более жестким, чем пакет прошлого года.
Сегодняшняя инициатива под номером S.3336 называется «Закон об укреплении НАТО, борьбе с международной киберпреступностью и введении дополнительных санкций в отношении Российской Федерации», или более короткое название: «Закон о защите безопасности Америки от агрессии Кремля». В частности, предполагается, что через 180 дней после вступления закона в силу президент США должен ввести санкции в отношении следующих физических и юридических лиц:
- политических деятелей, олигархов и других лиц, которые прямо или косвенно участвуют в незаконных и коррумпированных действиях от имени Путина и этих политических деятелей, олигархов и иных лиц;
- российских полугосударственных юридических лиц, которые участвуют в незаконной и коррумпированной деятельности от имени Путина;
- членов семей лиц из первых двух пунктов, если они получают значительную прибыль от этой незаконной и коррупционной деятельности;
- иных лиц, включая финансовые институты, которые осуществляют денежные операции с лицами из первых двух пунктов.
Кроме того, через 180 дней после вступления закона в силу президент США должен ввести санкции, если лицо, зная об этом законе, инвестирует в энергетические проекты за пределами РФ, которые принадлежат российским государственным или полугосударственным компаниям, сумму свыше 250 млн. долларов США. Запрещается импорт в Россию таких товаров, услуг, капиталов и технологий, которые могут «значительно помочь» РФ в разработке нефтяных ресурсов на ее территории или в производстве нефти в стране.
Вдобавок, через 90 дней после вступления закона в силу президент США должен разработать механизм, запрещающий гражданам США участвовать в сделках, связанных с российским государственным долгом. Белый дом также должен запретить все сделки по собственности и интересам нижеследующих российских банков, если эта собственность и интересы находятся в США или во владении и контроле гражданина США. Проще говоря, российским банкам запретят покупать что-либо или вкладываться куда-либо на территории США или во владении гражданина США. Это Внешэкономбанк, Сбербанк, ВTБ, Газпромбанк, Банк Москвы и т.д.
Но самое главное кроется в разделе 623 нового законопроекта. Директор Национальной разведки США в течение 180 дней с момента принятия закона должен представить Конгрессу детальный отчет о личном состоянии и активах президента России Владимира Путина и членов его семьи, а также список наиболее значимых иностранных политических лиц и российских олигархов в зависимости от их близости к Путину.
А на «десерт» - раздел 701, где написано, что в течение 90 дней после принятия закона госсекретарь США должен передать в Конгресс определение, подходит ли Россия под критерии государства – спонсора терроризма. И плюс борьба в СМИ, социальных сетях и киберпространстве.
Данный законопроект пока не начал хождение по комитетам и подкомитетам, хотя нетрудно догадаться, что он получит широкую поддержку, т.к. разработан представителями обеих партий, в том числе покойным Джоном Маккейном.
Посмотрим теперь на идею Госдепартамента. Ведомство разработало план запрета поставок в Россию «чувствительных» товаров и технологий сферы национальной безопасности, которая контролируется министерством торговли США в соответствии с правилами экспортного контроля, сообщает ТАСС.
Однако Госдеп решил исключить из ограничений на экспорт в РФ товары, имеющие отношение к космическим запускам, а также не ограничивать операции, направленные на обеспечение безопасности [полетов] коммерческой пассажирской авиации. Другие исключения будут сделаны для экспорта и реэкспорта для коммерческих конечных потребителей, гражданских конечных потребителей на индивидуальной основе. Из-под таких санкций выведут российских граждан, которые работают с указанными категориями товаров, будучи сотрудниками фирм в США, и 100%-ные дочерние предприятия компаний США и других иностранных компаний в России.
«Эти меры должны быть реализованы ответственными ведомствами и структурами американского правительства, и они будут оставаться в силе, по меньшей мере, на протяжении года до последующего извещения», - отмечается в документе, который подписал помощник госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Кристофер Форд.
Первый пакет, вступающий в силу 27 августа, дает России срок в 90 дней на представление неопровержимых доказательств непричастности официальных властей РФ к химической атаке в Солсбери, и если таковых не окажется, в ноябре вступит в силу второй пакет. А там угроза понижения уровня дипломатических отношений, фактически полный запрет на любой экспорт в Россию американских товаров, за исключением продовольствия, и на импорт в США российских товаров, включая нефть и нефтепродукты.
Впрочем, реакция Москвы показывает, что «подарок» Госдепа – это лишь еще один раздражитель, но не более того. По единогласному мнению чиновников и экспертов, санкции неприятны, но отнюдь не калечащие…
Продолжение следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă